Классное руководство


Классный час «Делу - время»

Эпиграф на доске.
 «Начало научного мышления, извлекшего человека из животного состояния, связано с измерением времени».  Г. Дильс.
Цели: Формировать у учащихся умения рационального распределения своего времени, для успешного окончания 11 кл. и подготовки к ЕГЭ.
1.     Развивать умения,  у учащихся правильно распределять своё время.
2.     Познакомить учащихся  с утверждениями и философскими рассуждениями  великих мыслителей и философов,  о времени.
3.     Познакомить учащихся с фактами истории возникновения времени.
4.     Провести анализ  их отношение использования личного  времени (применяя метод тестирования);
5.     Познакомить с советами психологов, которые помогут ребятам научиться управлять своим временем.
6.     Учить детей беречь своё время и окружающих.
7.     Развивать коммуникативные качества (через использование группового метода).
8.     Формировать умения анализировать и делать выводы.

Оборудование:  большие настольные часы, видеопроектор, экран, презентации, анкеты, плакаты с изображениями различных часов.
Ход мероприятия.
Кл. рук.
Жизнь течет. То лег, а то проснулся.
Пишешь. Любишь. Голоден и сыт.
Чуть забылся, только отвернулся –
Года нет!
Работают часы.
Кл. рук. (актуальность)
В одной из философских новостей знаменитого Вольтера «Задиг, или Судьба» великий маг задает вопросы главному герою. Первым был такой вопрос: «Что на свете всего длиннее и всего короче, всего быстрее и всего медленнее, что легче всего делится на величины бесконечно малые и достигает величин бесконечно больших, чем больше всего пренебрегают и о чем больше всего жалеют, без чего нельзя ничего совершить, что пожирает все ничтожное и воскрешает все великое?». Немного времени потребовалось Задигу, чтобы ответить на этот вопрос. Наверное, догадались и вы, что имел в виду великий маг. А теперь попробуйте объяснить свой ответ. (Вопрос звучит еще раз.)
Выслушаем ответ и Задига, который сказал, что в загадке говорится о времени. «Потому что, - добавил он, - на свете нет ничего более длинного, ибо оно мера вечности, и нет ничего более короткого, ибо его не хватает на исполнение наших намерений; нет ничего медленнее для оживающего, ничего быстрее для вкушающего наслаждение: оно достигает бесконечности в великом и бесконечно делится в малом; оно уничтожает недостойное в памяти потомства и дарует бессмертие великому».
Учащийся.
И поступь, и голос у времени тише
Всех шорохов, всех голосов.
Шуршат и работают тайно, как мыши,
Колесики наших часов.
Лукавое время играет в минутки,
Не требуя крупных монет.
Глядишь – на счету его круглые сутки.
И месяц, и семьдесят лет.
Секундная стрелка бежит что есть мочи
Путем неуклонным своим,
Так поезд несется просторами ночи,
Пока мы за шторами спим.
                                      Дискуссия Что такое время?
Кл. рук.      В каждом доме есть часы. Они всюду, они показывают наше время. А что такое время? Сможет ли кто-то из вас дать определение этому явлению? Трудно, правда? Давайте тогда вместе поразмышляем, что же такое «время», в чем его особенности, что отличает его от всего известного нам в мире.
         Конечно, это не часы, не будильник. Они просто машинки, отсчитывающие это самое время. Вспомните сами: есть вещи, о которых мы говорим часто, которые хорошо знаем, но которые ни разу не видели, не трогали руками. Воздух, например, - он невидим, и вы его никак не ухватите руками. Но без него нам просто не прожить! Так и время! Оно не видимо, без запаха, без цвета. И руками его не потрогаешь. И спрятать не сумеешь и другу не подаришь! А потерять можно! А неуловимое время очень дорого стоит. Ведь впустую утекшее время уже никак не воротишь. А еще часто можно услышать: «Время – лучший судья» или: «Время рассудит». Значит, время – самый высокий арбитр всех наших дел. И еще, заметьте, все мы одинаково, без исключения, подчиняемся диктату часовых стрелок. Время – это, наверное, единственное, что в мире неподкупно и беспристрастно.
         Знаем мы и о свойствах времени, порой весьма странных: если любой школьник вам докажет, что 45 минут порой тянутся целую вечность, то пожилые люди утверждают, будто не замечают, как пролетают целые годы, и объяснить это современная наука не в состоянии.
         Время – богатство, отпущенное природой человеку безвозмездно. И никак нам без времени не обойтись: оно необходимо нам, как воздух!
Неутомимый слуга времени – часы.
Учащийся читает стихи о измерении времени.
А сейчас познакомимся с исторической справкой о возникновении часов.
Историческая справка. ( старинные виды часов).
Рассказывают учащиеся.
1. Во время раскопок античных поселений албанские археологи открыли солнечные часы из алебастра. Главная часть – циферблат – представляет выпуклую гладкую поверхность, разделенную на 12 равных частей. интересно, что созданные в IV веке до нашей эры, часы сохранились хорошо и показывают сегодня время так же точно, как и сотни лет назад.
2.Из античности на порог XXI века переносит нас швейцарская фирма «Омега». Мастер Лузье этой фирмы изготовил золотые часы, которые имеют высоту 18 сантиметров и сделаны в форме цветка розы. С помощью этого хронометра можно получить около 30 видов информации. Например, о расположении звезд над Сиднеем или Нью-Йорком. о времени в Париже и в какой фазе находится Луна. И это еще не все. По заявлениям матера, в часах скрыта одна тайна, - которая раскроется в первую секунду 2000 года. Что это будет за сюрприз?  Лузье на этот вопрос ответить отказался. Желающие увидеть это чудо должны были заранее приехать в Швейцарию, чтобы не опоздать. Кстати, вовремя быт в нужном месте в нужный момент, не опаздывать – главная роскошь, которую дарят нам с вами часы.
         3.Среди всех других изобретений часы занимают одно из первых мест по количеству рекордов. Вот лишь некоторые из них. Самыми большими часами в истории человечества оказались швейцарские часы марки «ЭКСПО-86» в канадском городе Ванкувере. Они весят 35 тонн, а по высоте превосходят восьмиэтажный дом!
         4.  Старейшие из ныне действующих механических часов были установлены в 1386 году на соборе в английском городе Солсбери. Вот уже более шести веков они исправно отсчитывают ход времени. Лишь один раз, в 1956 году, часы останавливались, чтобы провести профилактические работы.
           5. Самые точные механические часы сделал датский часовщик Й. Ульсен. На изготовление  17 000 деталей для своего детища он потратил много лет, но так и не успел закончить свой кропотливый труд. В 1955 году, уже после его смерти, механизм был завершен и установлен на городской ратуше Копенгагена. По точности часы уступают разве сто атомным. Кроме обычных суточных показаний времени, по этим часам можно узнать восход и заход Солнца, наступление солнечных и лунных затмений и фаз Луны.
           6. Еще одни удивительные часы появились опять-таки в Швейцарии. Называются часы-рекодсмены «Калибр-89». Фирма «Патек Филипп» разрабатывала их конструкцию в течении 10 лет, и в конце концов карманный «Калибр» установил сразу несколько рекордов. По числу выполняемых функций – 33. По количеству деталей – 1728. К этому надо добавить, что часы оказались и самыми дорогими среди всех карманных и наручных моделей, они продавались по цене 10 миллионов швейцарских марок.           
     Кл. рук.    Можно еще очень долго рассказывать об этом удивительном изобретении человечества, позволившем ему контролировать ход времени. Башенные, настенные, наручные часы с неумолимой размеренностью отсчитывают секунды, минуты, часы, дни и годы нашей жизни. Но отсчет времени – понятие произвольное. Это чистой воды условность, о которой договорилось человечество. Оно не всегда отсчитывалось так, как это делается сегодня. Когда нужно начинать день?
Историческая справка возникновения времени.
Учащийся.  1. В Италии в средние века он начинался с заходом солнца. Какой день считать началом года? Начинали, кто, когда захотел. В давние времена на Руси Новый год отмечали дважды: первого марта церковный и первого сентября гражданский. Эта традиция сохранялась вплоть до 1342 года, когда митрополит Феогностий утвердил единый Новый год – сентябрьский. Затем Петр I издал указ о праздновании Нового года в январе, дабы не отставать от Запада. В Англии вплоть до 1752 года В Англии вплоть до 1752 года Новый год наступил 26 марта, когда парламент после бурных дебатов принял решение отмечать его 1 января. Правда, это постановление вызвало множество протестов: «Это не сто иное, как кража у государства нескольких месяцев». Еще больше возмущались женщины, «неожиданно постаревшие»: «Отдайте нам наши три месяца?» Во Франции по велению короля Карла IX только 1564 год начался с января. Правда, в 1793 году Великая французская революция ввела новую эру, Новый год которой начинался 22 сентября.
        2.  Отсчет времени пришел к однообразию по требованиям экономики и религии. Чаще всего время устанавливали те, кому принадлежала власть. Например, христианская церковь, объявив новую эру, разделила историю на историю до новой, или нашей, эры и историю нашей эры. Во всех западноевропейских языках это деление отмечено как до Иисуса Христа и после него. В XI веке развитие городов и торговли стало противостоять религиозной точки зрения. Город начал жить в новом ритме, коммерческом, поэтому и время стало категорией экономической, имеющей свою ценность. «Время – деньги» - известный афоризм Бенжамина Франклина, который он сформулировал в «Повете молодому купцу» в 1748 году. А сегодня все чаще приходиться слышать: время дороже денег. Действительно, если вы потеряли некоторую сумму, то утраченное можно заработать вновь, для первого случая – занять. Время же, в отличие от денежных знаков, нельзя дать в долг, впустую утекшее время никак не воротишь.
 «Мы и время»
   Кл. Рук. Вот и подошли мы к самому главному вопросу, ради которого затеян весь этот разговор. «Мы и время». Как ладит каждый из нас со временем, как складываются наши отношения с ним, насколько развито в нас это самое чувство-чувство времени.
   У каждого из нас свой жизненный опыт, и в отношениях со временем в том числе. Все многообразие нашей жизни связано с показаниями этих двух волшебных стрелок. Поверьте, если не верите. Часы входят в нашу жизнь с момента рождения ,фиксируя время нашего появления на свет. Нас кормили по часам, гуляли с нами по часам… Мы росли. Одним из первых»ста тысяч почему»был: «Зачем часы?» Хотя бы один раз в жизни у каждого часы были самым главным предметом.
   Часы- это традиционный знак взрослости! Задачки на время были, конечно, самыми любимыми и больше всего пятерок вы заработали именно на них. Время шло. И вот уже на крыльях любви летим мы первое свидание (кстати ,раньше свидания назначали ,как правило, под часами). А время в ожидании тянется так медленно…. Всю жизнь находимся мы под диктатом неподкупных и беспристрастных часовых стрелок.
   Меня волнует оклик этот вещий.
Доверено часам -бездушной вещи
Участвовать во всех делах людей
И, возвещая время с площадей,
Служить работе, музыке, науке.
Считать минуты встречи и разлуки.
И все, что нам не удалось успеть,
На полуслове обрывает медь.
   Кл. рук. Время - вечная проблема. И без конца все на разные лады повторяют: «Время! Время? Время!» Проблема времени была и в давние времена. «Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше.
А по мнению латышского поэта Яна Райниса, «время – это самое дешевое и вместе с тем самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему- времени- мы получаем все» А умеете ли вы разумно распоряжаться своим временем? Для начала проверить это очень просто…хотя бы по вашему отношению к учебе.
Анализ анкет. «Моё отношение к учёбе».
 Кл. рук. На кануне я проводила с вами анкетирование, целью которого было узнать как вы распределяйте своё время учёбы. Каждый подсчитал своё количество баллов. Послушайте, и постарайтесь сделать для себя правильные   выводы.
   Мы знаем: время ра   От 17 до 20 очков. Часто вы или по невнимательности, или от чрезмерного усердия выполняете много совершенно ненужной работы ,а потом удивляетесь , почему у вас не остается ни одной свободной минутки? Научитесь выбирать, что для вас действительно важно. При такой нагрузке даже у машины, в конце концов, все провода перегорят?
   От 13 до 16 очков. Вы умеете рационально подходить к задачам, которые стоят перед вами, и правильно распределяете свое время. Ваш распорядок дня нельзя назвать строгим, но обычно вы успеваете сделать все, что нужно, и полноценно отдохнуть. Так держать!
   От 9 до 12 очков. Вы все делаете в последний момент, и в результате ничего не успеваете. Если причина кроется в лени, то поймите, что не столько упрощаете, сколько осложняете себе жизнь. Если вы просто забывчивы, составьте план действий на весь месяц и периодически в него заглядывайте.   От 5 до 8 очков. Вы предпочитаете вообще не заниматься своими учебными делами6 пусть все как-нибудь улаживается при минимальном участии с вашей стороны. Возможно, это потому, что ваши интересы не имеют с учебой ничего общего, и вы не хотите лишний раз даже думать о ней. А свое драгоценное время тратите на что-нибудь более увлекательное. Но если это ваш жизненный принцип, учтите: проблемы очень редко решаются сами собой, и в один прекрасный день они, как в ужастике, могут выпрыгнуть из-за угла и навалиться на вас всем скопом.
   Оно зависит от того,
   Какого рода содержимым
   Вы наполняете его.
   Бывают у него застои.
   А иногда оно течет
   Не нагруженное, пустое.
   Часов и дней напрасный счет.
   Пусть равномерны промежутки,
   Что разделяют наши сутки,
   Но, положив их на весы,
   Находим долгие  минутки
   И очень краткие часы.
Кл. рук. Куда же девается наше быстротекущее время? Тот же Сенека утверждает, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.
Много воды утекло с тех пор, как был сделан этот беспристрастный вывод. Что же изменилось за прошедшее время? Почти нечего. Как известно,  статистика знает все, в том числе на что расходуется наше время.
Статистика распределения времени жизни.
Учащийся .Подсчитано, что в течение средней продолжительности жизни человека 1/3 времени спит, 1/12- ест, 1/12-едет в транспорте, 1/20- читает развлекательную литературу, 1/18- смотрит телевизор, 1/15- почесывается, зевает, переходит с места  на место, думает, что бы поделать, и так далее. Получается, что примерно 2/3 жизни статистического человека проходит в «околополезном» времяпровождении.
Работа в группах ( составление режима дня для разных людей).
 А сейчас мы попробуем составить режим дня для различных категорий людей.
1 г – для учащегося 11 кл, 2 – для учителя, 3- для родителя, 4- для студента.
(Время для коллективного обсуждения 4 мин)
Вывод: очень сложно правильно организовать время.
Слайд «Режим студента».
Кл. Рук. А сколько времени тратим мы на полупустые разговоры! Нельзя не согласиться с утверждением: «Если бы все люди говорили о деле, на земле установилась тишина». А ведь срок жизни, отпущенный каждому из нас природой, - одному побольше, другому поменьше, - до обидного мал по сравнению с вечностью и просторами мира, в котором все мы имеем счастье жить. Так стоит ли бездумно рассчитывать собственное время, проводя часы и дни, из которых складывается жизнь, в безделье или постоянно занимаясь какими-то никчемными делами?
Стоит прислушаться к мнению Ульриха Зиверта «Умение распоряжаться временем один из важнейших факторов, предопределяющих успех или неудачу»
                                 Определение пяти основных ловушек времени..
                                               (индивидуальная работа)
презентация (Советы психологов)
Что же нужно знать и делать для того, чтобы не сожалеть потом об ушедшем и потерянном безвозвратно времени.
Во-первых, нужно выявить помехи в своей работе. Вот перечень наиболее существенных «поглотителей», или «ловушек» времени:
1. Нечеткая постановка дела.
2.Отсутсвие приоритета в делах.
3. Попытка слишком много вделать за один раз.
4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.
5. Плохое планирование своей деятельности.
6. Личная неорганизованность.
7. Чрезмерное чтение.
8. Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.
9. Отрывающие от дел ненужные телефонные разговоры.
10. Не способность сказать «нет».
11. Отсутствие самодисциплины.
12. Неумение довести дело до конца.
13. Излишняя коммуникабельность.
14. Синдром «откладывания».
15. Желание знать все факты.
16. Длительное ожидание (например, условленной встречи).
17. Спешка, нетерпение.
18. Незапланированные встречи.
Проанализируйте этот перечень и наметьте 5 своих основных «ловушек» времени, чтобы в дальнейшем работать над их устранением!
Во-вторых; попробуйте ответить на следующие вопросы:
Презентация:
·        Чувствуете ли вы время?
·        Сколько времени вы проводите у телефона?
·        Как вы относитесь к хронофагам?
·        Как вы ведете себя в непредвиденной ситуации?
·        Как вы относитесь к своему делу?
·        Есть такое правило: « Точность- вежливость королей». Стараетесь ли вы  следовать ему? 
·        Уважаете ли вы время?
Помните! Беречь свое и чужое время - высокий человеческий талант!
  Чужие минуты ценит тот, кто  бережет свои. Если навстречу опаздывает человек, который утверждает, что работа чуть ли не круглые сутки, то будьте уверены: работать он не умеет. Внешне простое требование не опаздывать на деле требует от человека высокой самодисциплины. Вместе с тем точно выдержать назначенный срок, не заставляя друга, подругу, коллегу в раздражении поглядывать на часы, обязанность любого воспитанного человека. Люди, постоянно опаздывающие на встречи, в выполнении каких – либо обязательств к определенному сроку, не могут считаться ни воспитанными, ни интеллигентными, ни тем более деловыми. Опаздывая, не только отнимают чужое и собственное время, но и могут лишить вас друга, любимого, партнёра по бизнесу, денег, в конце концов.
 Книга А.  Аркуша и «Мозаика для делового человека».
 Один молодой человек в 13 лет записал в своем дневнике  «Овладеть английским. Научиться управлять автомобилем. Испробовать парашютные прыжки». В 20 лет он свободно говорил по-английски, имел  международные водительские права и напрыгал 60 прыжков с парашютом.
Как же сделать так, чтобы время не протекало просто так мимо нас? Вы определили свои основные ловушки « ловушки» времени. Ответили на вопросы для выявления помех в своей работе. Осталось с ними расправиться по одиночке. А для этого неплохо воспользоваться следующими советами. Итак, с чего начать???  Презентация:
 (советы психологов) как начать работать над собой.
1.     Определите цель.
2.     Составьте план.
3.     Наметьте сроки.
4.     Придумайте стимул, он поможет сделать то, чего нет хочется.
5.     Скажите себе «нет».
6.     Начните с главного.
7.     А теперь скажите себе « ПОРА»
8.     используйте время полностью.
Презентация:
 ( Советы специалистов)   Важнейшие условия успеха. 
·        Последовательность и система.
·        Ритм
·        Порядок
·        Будьте собранны
·        Слушайте!
·        Заведите записную книжку
·        Не забывайте о перерывах.
Ошибки:
·        Обгонять самого себя.
·        Останавливаться на полпути.
·        Действовать по шаблону.
·        Делать сразу все.
Кл Рук. Вывод. Поначалу жизнь по часам может показаться вам подвигом, но поверьте, научиться управлять  своим временем можно! Нужно только приложить немного усилий, воспользовавшись нашими рекомендациями.
Умение распоряжаться временем один из важнейших факторов, предопределяющих успех или удачу. У.Зиверта.
Есть такая притча     Некто, гуляя по лесу, повстречал дровосека, который долго и упорно пилил сваленное дерево. Прохожий подошел ближе, чтобы разглядеть, почему работы дается с таким трудом, и сказал: «Извините, но мне кажется, что ваша пила совершенно затупилась! Почему бы вам ее не заточить?» на что дровосек простонал: «Для этого у меня нет времени – я должен пилить!» А как обстоит дела у вас? Найдите время для того, чтобы «заточить свою пилу». Помните, что «тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь, тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь».  А.Лэкейн.
Всегда держите в памяти следующие тезисы:
Время – это не только деньги.
Время более значимо, чем деньги.
Время – это нечто такое же, как и сама жизнь.
Время необратимо.
Время нельзя умножить.
Время нельзя передать.
Время проходит безвозвратно.
Самое важное в вашей жизни – это, в конечном счете, ваше время.
Каждое утро напоминайте себе: «Сегодня начинается первый день остатка моей жизни!» А раз так. то живите во времени осознанно и находите время для важных дел.
Находите время для РАБОТЫ – это условие успеха.
Находите время для РАЗМЫШЛЕНИЙ – это источник силы.
Находите время для ИГРЫ – это секрет молодости.
Находите время для ЧТЕНИЯ – это основа знаний.
Находите время для ДРУЖБЫ – это основа счастья.
Находите время для МЕЧТЫ – это путь к звездам.
Находите время для ЛЮБВИ – это истинная радость жизни.
Находите время для ВЕСЕЛЬЯ – это муза души.
Кл. Рук. Надеюсь это мероприятие поможет вам правильно распорядится своим временем, что послужит успехом в подготовке и сдаче самых главных экзаменов ЕГЭ. Желаю успехов
Литература
1)      «Для тебя и о тебе»  Жариков Е.С.
2)      Кундузов «Часовых дел мастер»
3)      Маркуша А.М. « Мозаика для делового человека»
4)      Чиненный «Этикет на все случаи жизни»
5)      Курс практической психологии.
6)      Практическая психология  в тестах.






Визитка класса.
Цели мероприятия: сплочение классного коллектива! Дружба и взаимопонимание- залог успеха.
Оборудование: музыкальный центр, фонограммы песен.
(Все поют на мотив “Остров невезения”)
1.А в 11б  классе есть ученики
С виду безалаберные, добрые внутри,
шалят и бушуют ночи все и дни,
С виду безалаберные, добрые внутри.
2.Мы же все умеем петь и танцевать,
Клипчик ли “забацать”, стихи прочитать,
В КВН сыграем, вот уж где держись!
“Памперсы” наденут-со смеху катись!
3.Выступать на сцене нас медом не корми,
Главные же роли заберем все мы.
Газету нарисуем-тоже высший класс!
Сказочку расскажем-позабавим вас!
4.Осталось в заключении сказать лишь об одном,
Что можем и урок сорвать мы вам белым днем!
Параграфы не выучить иль просто прогулять,
Ну, кто, скажите же, из вас не любит отдыхать!
Гость: Неужели вы, правда, такие деловые, все умеете, все можете?
1 уч-ся: Нет, мы самый обычный класс.
Гость: А как же вам все удается?
2 уч-ся: Просто мы веселые и дружные!
ВСЕ; А вместе мы - сила!
3 уч-ся: Главное, никогда не унывать, и не опускать руки, если что-то не получается!
4 уч-ся: И правильно, не получилось сразу-получится потом!
Гость: А что еще у вас есть?
5 уч-ся: Как в любом другом классе: есть свои художники, поэты, спортсмены, двоечники тоже есть...
Гость: А отличники есть?
6 уч-ся: И даже отличники есть, хотя это из области фантастики.
Гость: Ладно, верю! А вы знаете, что у вас сегодня презентация?
1 уч-ся: Презе-что?
Гость: Презентация. Вы должны рассказать о себе и о своем городе. Ясно? Вот вы помните, когда появился ваш город? И почему у него такое странное название: «Идеальный мир”?
2 уч-ся: Конечно, помним! В 5 классе! Мы как жители нашей школьной детской организации “Школяндия”, должны были основать свой город!
3 уч-ся: Ой, я помню, мы чуть не подрались из-за этого! Каждый хотел назвать город по-своему!
4 уч-ся: Да, было время-5 класс!
1 уч-ся: Мы городу должны название дать такое, чтоб каждый житель был доволен!
Не очень получается у нас! Кричим и спорим уж целый час!
5 уч-ся: Но учтите, как вы город назовете, так и будете в нем жить!
6 уч-ся: Все названия хороши! Но мы, по-моему, забыли закон хороший и простой:
“Все одноклассники должны друзьями быть,
И весело и дружно в классе жить!
7 уч-ся: Мы очень шустрые и быстрые ребята!
И иногда ведем себя как дьяволята!
8 уч-ся: Поэтому, я предлагаю вам друзья,
Назваться просто Идеальный мир!
Согласны? Кто за? Единогласно!
1 уч-ся: Вот так 5 сентября 2006 года был основан наш город!
ВСЕ:
И. мир - это чудо! И. мир-это класс!
Мы живем совсем не худо!
Вы соскучитесь без нас!
В нашей школе, в 209 кабинете,
Наш притаился любимый городок!
Живут в нем ребята весело, свободно,
у каждого есть же дело по душе!
Гость: Это как? Делай что хочешь?
2 уч-ся: Каждый делает то, что он любит и умеет!
3 уч-ся: Света и Галя -  газету нарисуют,
Марина с Дашей - вам станцуют.
4 уч-ся: А Вика замечательно поет
И Костя от нее не отстает!
5 уч-ся: Миша стих нам прочитает свой!
Ангелина иль Андрей сыграют вам любые роли!
6 уч-ся: А в спорте все как хороши!
Гость: Ну, хватит, ясно, здесь у вас прекрасно! А как с законами у вас?
7 уч-ся: Нормально, как у всех законопослушных граждан! Стараемся выполнять!
Гость: И какие у вас в городе законы?
8 уч-ся: Например, закон добра, заботы и милосердия: будь добр к ближнему и добро вернется к тебе!
1 уч-ся: Правильно, сделал контрольную сам-помоги друзьям! И двоек меньше и успеваемость повышается!
2 уч-ся: Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других людей!
3уч-ся: Да, помни, истина рождается в споре, а не в драке!
4 уч-ся: Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
5 уч-ся: Тоже правильно. Да здравствует свобода выбора! Убегая с уроков сам, не заставляй это делать других!
6 уч-ся: Да, некоторые этот закон понимают буквально!
7 уч-ся: Закон гласности: никогда не делай ничего за спиной других!
8 уч-ся: Правильно, не люблю сплетников и доносчиков! Лучше горькая правда, чем сладкая ложь!
1 уч-ся: Закон ноль-ноль!
Гость: Это что еще за закон?
1 уч-ся: Закон точности! Все должны быть в нужном месте в назначенный час!
8 уч-ся: Да, приходится покрутиться, чтобы никуда не опоздать!
ВСЕ:
Вот так мы и живем в нашем городе!
(Поют на мотив “Изгиб гитары желтой”)
Пусть трудностей навалом,
Мы все преодолеем,
Но только друг без друга
Нам вряд ли обойтись,
А с другом жизнь прекрасней
И много веселее,
Как здорово, что все мы здесь
сегодня собрались!
Пусть кто-то не считает,
Что класс наш очень дружный
Мы в сотый раз докажем,
Что все же он не прав!
Все радости и беды
Мы пополам поделим!
Как здорово, что всех ты нас
любимый класс собрал!




Классный час № 1
 Олимпийские игры: исторический обзор. Участие России в Олимпийских играх.
Цель: воспитание патриотизма и уважения к культурному (спортивному) наследию на основе расширения знаний учащихся об Олимпийских играх и участию России в них.
 Задачи:
1.  Расширить знания учащихся об истории возникновения Олимпийских игр и участию России в них.
2. Формирование активной спортивной позиции, чувства гордости и уважения к спортивному наследию страны и спортивным достижениям россиян в Олимпийских играх.
3.  Развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности, навыков работы в группе.
Тип занятия: интерактивная лекция с проведением игры-викторины
Структура занятия:
1.     Актуализация имеющихся у учащихся знаний по теме «Олимпийские игры».
2.     Теоретическая часть: интерактивная лекция.
3.     Практическая часть: проведение игры-викторины «историки-эксперты».

Ход занятия:
I.        Актуализация имеющихся у учащихся знаний по теме «Олимпийские игры»:
- Ребята, что вы знаете об Олимпийских играх?
Олимпийские игры  — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Сегодня мы поговорим, о том, как появились и развивались Олимпийские игры и как наша страна принимала в них участие.
II.     Интерактивная лекция:
- А кто-нибудь знает, где зародились игры? (Дети высказывают свои предположения)
В старину, в античном мире,
26 веков назад
Города не жили в мире,
Шел войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны!
Пусть в Олимпию прибудет,
Кто отважен и силен;
Для сражений мирных будет
Полем боя стадион!
Был простой венок зеленый
Из оливковых ветвей
Драгоценней, чем короны
Всех воинственных царей.
Потому что не воитель
Получал венок такой,
А достойный победитель
И действительно герой.
Не хотел он сеять горе,
Побежденному грозя:
Для него в спортивном споре
Все соперники – друзья!
Легенда:
Возникновение Олимпийских игр относится к далекому прошлому. Существует легенда о том, как появились Олимпийские игры. Пелопс, царь Пелопоннеса, после того, как царь Трои Ил завоевал его родной город Сипил,  покинул родину, и отправился к берегам Греции. Однажды увидел Пелопс красавицу Гиподамию - дочь Эномая. Пелопс влюбился в нее и решил просить у царя ее руки. Но это оказалось делом не таким уж легким. Эномай придумал жестокое условие: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице. Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей. Но это не остановило Пелопса. Он решил перехитрить жестокого правителя Писы. Тайно договорился Пелопс с возничим Эномая Миртилом о том, чтобы тот не вставлял чеку, удерживающую колесо на оси. И в момент состязания колеса с осей колесницы Эномая соскакивают, колесница опрокидывается, и жестокий царь замертво падает на землю. 
С торжеством возвратился Пелопс в Пису, взял в жены прекрасную Гиподамию, завладел всем царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.
В 776 году до н.э. олимпийский праздник получил общегреческое признание. Этот год явился первой летописной страницей Олимпийских игр.


- Как вы думаете, а какие виды спорта были представлены на играх в Древней Олимпии?

Первые тринадцать Игр состояли только из одного вида состязаний - бега на один стадий, что должно соответствовать по длине шести ступням жреца Зевса. По преданию, это расстояние в Олимпии отмерял сам Геракл, и оно равнялось 192 метрам 27 сантиметрам. Так возникло и хорошо знакомое всем слово "стадион". В 708 году до н. э., на 18-й Олимпиаде, появилось пятиборье, состоящее из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы.

Еще через пять Олимпиад, в 688 году до н. э., программа обогатилась кулачным боем, через две Олимпиады - состязанием колесниц и, наконец, на 33-й Олимпиаде, в 648 году до н. э., появляется самый трудный и, несомненно, самый жестокий вид соревнований - панкратион, соединяющий в себе приемы кулачного боя и борьбы. В панкратионе позволялось все: любой удар, захват, пинки ногами, болевые приемы и даже... укусы.

- Как древние игры влияли на взаимоотношения между государствами?
В течение всех Олимпийских игр, а продолжительность их все увеличивалась, наступало перемирие для всех воюющих армий. Воины, еще вчера непримиримые враги, откладывали в сторону оружие и со всех концов Греции направлялись в Олимпию.
- А кто участвовал и имел право участвовать в играх Древней Греции?
Не все греки могли принимать участие. Чтобы участвовать, нужно было: "не быть ни рабом, ни варваром, не совершать ни преступления, ни богохульства, ни святотатства". Варварами считались иностранцы, то есть лица, не являющиеся гражданами греческих государств. По олимпийским правилам все атлеты должны были записываться у судей за год до открытия состязаний и перед началом Игр представить доказательства того, что они в течение не менее десяти последних месяцев перед Играми готовились к состязаниям, ежедневно упражняясь. Кроме того, каждый участник должен был за месяц до начала Игр прибыть в Олимпию и в течение месяца проходить испытания в гимназии, причем все расходы оплачивал сам участник.
- Как вы думаете, а женщины принимали участие в играх?
Женщинам под страхом смерти запрещалось присутствовать на Играх. Летописцы описывают скалу, на которую должны были приводить женщин, пытавшихся проникнуть на священные Игры, и сбрасывать их оттуда.

- Как награждали победителей игр?

Прежде всего местность, откуда родом победитель, отныне поступала под покровительство богов, затем сам олимпионик (именно так назывался древний олимпийский чемпион) становился как бы полубогом. По возвращении домой ему устраивался сказочный прием, и до конца дней ему оказывались многочисленные знаки внимания, а после смерти чемпиона приписывали к сонму "малых богов". Все это не так уж мало!

- Как сложилась дальнейшая судьба древних Олимпийских игр?

В 394 году н. э. когда восторжествовало христианство, олимпийские игры были признаны по своему происхождению - из-за легенд, с ними связанных,- главным источником язычества и было решено их уничтожить. 

- Но как же тогда они вновь возродились?
Олимпийская идея и после запрета античных состязаний не исчезла на совсем. Например, в Англии в течение XVII века неоднократно проводились «олимпийские» соревнования и состязания. Позже похожие соревнования организовывались во Франции и Греции. Тем не менее, это были небольшие мероприятия, носившие, в лучшем случае, региональный характер. Первыми настоящими предшественниками современных Олимпийских игр являются «Олимпии», которые проводились регулярно в период 18591888 годов.
Желание возродить олимпийское мышление и культуру распространилось довольно быстро по всей Европе.
В конце XIX века традиция, существовавшая в Древней Греции, была возрождена французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном.
- Как вы думаете, зачем Пьеру де Кубертену понадобилось возрождать олимпийские игры?
По мнению Кубертена, именно слабое физическое состояние французских солдат стало одной из причин поражения французов в Франко-прусской войне 18701871. Он стремился изменить положение с помощью улучшения физической культуры французов. Одновременно с этим, он хотел преодолеть национальный эгоизм и сделать вклад в борьбу за мир и международное взаимопонимание. «Молодежь мира» должна была мериться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битв. Возрождение Олимпийских игр казалось в его глазах лучшим решением, чтобы достичь обеих целей.
Первые современные олимпийские игры, известные также как Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.
Первые Игры современности прошли с большим успехом. Несмотря на то, что участие в Играх приняли всего 241 атлет (14 стран), Игры стали крупнейшим спортивным событием, прошедшим когда-либо со времён Древней Греции. Греческие официальные лица были так довольны, что выдвинули предложение о «вечном» проведении Игр Олимпиады на их родине, в Греции, но была введена ротация между разными государствами, чтобы каждые 4 года Игры меняли место проведения.
- Какова история Олимпизма в нашей стране? Когда она впервые приняла участие в Олимпийских играх? Кто выиграл первую золотую медаль?  Россия принимала участие в 16 летних и 14 зимних Олимпийских играх, но представляла при этом разные государства: Российскую империю, СССР и Российскую Федерацию. Давайте посмотрим, как все начиналось.
Древние Олимпийские игры вызывали интерес у представителей российской общественности. В конце XVII начале ХVIII веков в России создается Славяно - Греко - Латинская Академия в которой изучались греческий язык, философия и литература. В литературе по учебным дисциплинам имеются ссылки на древние Олимпийские праздники. Проведение таких праздников в России стало реальностью, когда Екатерина II в 1766 г. устроила своеобразный турнир, состоящий из состязаний в верховой езде и демонстрации костюмов. Турнир проводился в Санкт-Петербурге 16 июня и 11 июля 1766 г. и назывался придворной каруселью. Победители турниров награждались специальными золотыми и серебряными медалями с надписью: "С алфеевых на невские берега". Известно, что древние Олимпийские игры проходили в долине реки Алфей, следовательно, можно говорить о существовании прямой связи между древними Олимпийскими играми и турнирами в Санкт-Петербурге.
Вопрос об участии России в Олимпийских играх встал в 1896г. Были предприняты неоднократные попытки добиться участия русских спортсменов в Олимпийском движении, однако, отсутствие правительственной поддержки и средств, слабость и разобщенность спортивных организаций послужило причинами отсутствия представителей России на спортивных аренах первых трех Олимпиад.
Впервые Россия приняла участие в олимпийских играх в 1900 году на летней парижской олимпиаде и была представлена тремя спортсменами в фехтовании, которые не получили наград. Также, двое конников приняли участие в показательных выступлениях.
После этого россияне участвовали в Олимпиадах 1908 и 1912 годов. Из российских спортсменов, первую олимпийскую золотую медаль завоевал в 1908 году фигурист Николай Панин-Коломенкин на IV Олимпиаде в Лондоне. Россия была представлена 6 спортсменами в 3 видах спорта (борьба, лёгкая атлетика и фигурное катание).
С началом I мировой войны Игры VI Олимпиады в 1916 г. Не проводились. После ее окончания Россия в силу внутренних и внешних причин не принимала участия в Олимпийских играх 1952 г.
Спортсмены СССР впервые приехали на Олимпийские игры в 1952 году, когда Олимпиада состоялась в Мельбурне. В дальнейшем команды СССР и России участвовали во всех Олимпиадах, кроме Игр 1984 года в Лос-Анджелесе, бойкотированных по политическим причинам.
XVII зимние Олимпийские игры проводились в норвежском городе Лиллехамер. Россия впервые принимала участие в зимних Олимпийских играх, как отдельная страна. В неофициальном общекомандном зачёте Россия заняла первое место. В общем и целом под флагом Российской Федерации спортсмены выиграли 315 олимпийских медалей на летних и 91 медаль на зимних Олимпийских играх. Таким образом, всего на последних девяти Олимпиадах было выиграно 406 медалей, из них 144 — золотых.


- Проводились ли Олимпийские игры в России, если да, то когда и в каком городе?
В Московских Играх участвовали спортсмены из 80 стран – 5283 участника. Бесспорно, сильнейшей на играх была наша команда: 80 золотых, 69 серебряных, 46 бронзовых медалей. Абсолютным рекордсменом по медалям стал наш гимнаст Александр Дитятин, выигравший 3 золотые, 4 серебряные и 1 бронзовые награды. Пловец Владимир Сальников завоевал 3 золотые медали, причем на дистанции 1500 метров установил выдающееся мировое достижение.  
III.          Практическая часть: проведение игры-викторины «историки-эксперты».
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру-викторину «историки-эксперты». Задание для каждой команды: «Вы – группа историков-экспертов, которые принимают участие в научной экспедиции по маршруту Греция - Россия для того, чтобы исследовать историю возникновения и развития Олимпийских игр. Перед вами только даты и фамилии, связанные с Олимпиадой, которые вам необходимо расшифровать… Та команда, которая быстрее справится с заданием, станет самой квалифицированной группой ученых и получит медали «за научный вклад в историю спортивных соревнований». Итак, вперед:
I.      Расшифруй даты:
776 г. до н.э.
1766 год
1896 год
1908 год
1980 год
II.    Расскажи, как данные имена связаны с Олимпийскими играми:
Пелопс
Пьер де Кубертен
Екатерина II
Николай Панин-Коломенкин
Александр Дитятин
Владимир Сальников
III Ответь на вопросы:
1.     Принимали ли участие в Олимпийских играх женщины?
2.     Как награждали победителей спортивных соревнований?
3.     Когда и почему были отменены древние Олимпийские игры?
4.     Почему Пьер де Кубертен решил возобновить проведение Олимпийских игр?
5.     Почему в 1916 году Олимпийские игры не проводились?

Подведение итогов. Награждение победителей.
Спасибо за участие! Вы все молодцы!

Источники:
http://ru.wikipedia.org



Классный час  для учащихся 9 класса
«Мотивы выбора будущей профессии»

            Цели: расширить представления детей о профессиях; формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, скромность; формировать потребность в успешной самореализации, побуждать к самостоятельному выбору профессии, содействовать личностному и профессиональному самоопределению девятиклассников.

            Подготовительная работа: провести анкетирование учащихся, предложить детям заполнить методику «Профиль». Результаты анкетирования и методики «Профиль» представить на слайдах.

План классного часа.
1. Вступительное слово
2. Знакомство с профессиональными интересами учащихся (Результаты анкетирования)
3. Упражнение: «Знакомство с профессиями»
4. Диагностика интересов и склонностей учащихся (Методика «Профиль»)
5. Выступление профконсультанта ГЦЗН и бывших выпускников школы, студентов 4-5 курсов ВУЗов и СУЗов
6. Заполнение «Индивидуальной профориентационной карты»
7. Заключительное слово
8. Подведение итогов (Рефлексия)

Ход классного часа.
1. Вступительное слово (классный руководитель)
Ученые социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их склонностям, интересам, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, и даже психические расстройства. Что означает правильный выбор профессии? Выбор профессии можно рассматривать, как взаимодействие двух сторон: человека и специальности. Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо ориентироваться в мире профессий и как можно больше знать о себе. Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс. В вашем возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии. Профессия и карьера – между ними существует тесная взаимосвязь. Сегодня о человеке, который успешен в своей профессиональной деятельности, говорят, что его карьера удачна. Собрать информацию об интересующей вас профессии вы можете из многих источников. Одним из таких источников является наш классный час. И мне бы хотелось, чтобы каждый из вас об этом сегодня серьезно задумался. А помочь в этом я пригласила к нам в гости профконсультанта ГЦЗН и будущих выпускников ВУЗов и СУЗов.

2. По результатам анкетирования наибольший интерес вызвали следующие профессии…..

3. Упражнение: «Знакомство с профессиями»
а) Назовите как можно больше профессий начинающихся с данной буквы
б) Назовите близкие профессии, объясните их сходство (токарь – слесарь, монтажник - …)
Итак, мир профессий перед вами. Как определиться с выбором? Представьте, что вопрос «Кем быть?», должен быть решен уже сейчас.
Мотивационной базой выбора профессии являются потребности, проявляющиеся в желаниях, интересах, склонностях человека.
В обыденной жизни интересы и склонности выражаются словами «Я хочу». Характер этого хотения может быть пустым или сопровождаться действиями: стремлением, усилиями, настойчивостью.
Содержание интересов и склонностей самое разнообразное; в области труда они могут быть направлены в любую профессиональную сферу. Однако, удовлетворить потребности и интересы «Я хочу…» в жизни далеко не всегда просто. Так что же такое «интерес»?
На доске мелом записывается слово «интерес», и учащиеся называют ассоциации.

4. Диагностика интересов и склонностей учащихся (Методика «Профиль»)
Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияют окружающая среда, воспитание и образование. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Известны случаи, когда интересы ребенка шли вразрез с интересами родителей (пример).
Посмотрим, на какие свои интересы и склонности вы можете ориентироваться при выборе будущей профессии, а также, какая сфера профессиональной деятельности вам подойдет больше всего.
Предлагается учащимся познакомиться с результатами выполнения методики «Профиль».

5. Выступление профконсультанта ГЦЗН и бывших выпускников школы, студентов 4-5 курсов ВУЗов и СУЗов
Профконсультант ГЦЗН знакомит присутствующих с требованиями рынка труда нашего поселка и города, с перспективными отраслями экономики, с курсами на базе учебного центра при ГЦЗН. Студенты 4-5 курсов дают информацию о своих учебных учреждениях, высказываются о совпадении своих ожиданий с реалиями учебы в данных учебных заведениях.

6. Заполнение «Индивидуальной профориентационной карты»

7. Заключительное слово
Интересно, что еще в XVIII в., известный историк в государственной деятельности В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности: нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право), полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика), щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство), тщетные науки (алхимия, астрология), вредительские науки (колдовство).
Вы познакомились с такими понятиями, как интерес и склонности. Между ними много общего, но есть и различия. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности формулой «хочу делать». Можно интересоваться кинематографом: с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, коллекционировать их автографы, но самому совершенно не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.

8. Подведение итогов (Рефлексия)
1) Мне было сегодня интересно, потому что …..
2) Я узнал новое о ……
3) Хотелось бы получить более подробную информацию о …..
4) Я мечтаю ……..

ПРИЛОЖЕНИЯ

АНКЕТА для учащихся

Ф.И.О.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата рождения___________
1. Можно ли сказать, что вы уже выбрали себе профессию (отметьте букву того ответа, который соответствует вашему мнению)?
А) да, выбрал. Какую (напишите) ____________; Б) не выбрал; В) затрудняюсь ответить.
2. Как вы объясняете свой выбор или его отсутствие (ответ напишите)?________________
3. Где бы вы хотели продолжить учебу после окончания 9-го класса?
А) в ПУ; Б) в колледже, лицее; В) в школе; Г) еще не решил.
4. Как вы учитесь в школе?
А) отлично; Б) хорошо, без троек; В) хорошо, бывают и тройки; Г) в основном на тройки; Д) плохо, не редко получаю двойки
5. Где советуют учиться родители?______________________________________
6. Учеба в школе вам:
А) нравится; Б) не нравится; В) заставляют.
7. В вашей семье доход на одного человека в месяц превышает:
А) 3000 руб.; Б) 5000 руб.; В) 7500 руб. и выше.
8. Как вы оцениваете свои способности к овладению намеченной профессией?
А) могу; Б) затрудняюсь ответить.
9. Есть ли у вас какие-либо ограничения медицинского характера?
А) да, есть; Б) нет, полностью здоров; В) затрудняюсь ответить.
10. Как вы думаете, зачем люди трудятся (ответ напишите)?_________________________
11. Есть ли у вас какая-либо жизненная цель и план достижения этой цели?
А) есть цель и план; Б) есть цель, но нет плана; В) пока нет ни цели, ни плана; Г) затрудняюсь ответить.
12. В чем, по вашему мнению, смысл жизни (ответ напишите)?_______________________

 

Методика "Профиль"

Инструкция. Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится - минус.
1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9.Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14.Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16.Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17.Участвовать в общественной жизни школы, города.
18.Объяснять одноклассникам учебный материал.
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.
21.Проводить опыты по физике.
22. Ухаживать за животными растениями.
23.Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24.Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25. Коллекционировать камни, минералы.
26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27.Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.
29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30.Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35.Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом
38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
40.Заниматься физической культурой и спортом.
41.Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. "Читать" географические и геологические карты.
46.Участвовать в спектаклях, концертах.
47.Изучать политику и экономику других стран.
48.Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.
Обработка результатов. Десять колонок в бланке - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
1 - физика и математика;
2 - химия и биология;
3 - радиотехника и электроника;
4 - механика и конструирование;
5 - география и геология;
6 - литература и искусство;
7 - история и политика;
8 - педагогика и медицина;
9 - предпринимательство и домоводство;
10 - спорт и военное дело.
Подсчитайте число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это - необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие - способности, или профессионально важные качества.
Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.

Индивидуальная профориентационная карта

Учащийся _____________ школа ______ класс ____
 Жизненный план и профессиональное намерение
 1. Я осознаю смысл и цели своей жизни:
 1.1 – четко, ясно;
 1.2 – нечетко;
 1.3 – отсутствует (смысл).
 2. Мое отношение к различным видам труда, работы:
 2.1 – всегда положительное, хорошее;
 2.2 – не всегда положительное;
 2.3 – чаще отрицательное.
 3. Я считаю, что профессия в жизни человека:
 3.1 – может сделать человека счастливым;
 3.2 – играет некоторую роль в жизни человека;
 3.3 – никакого влияния на жизнь человека не оказывает.
 4. На данный момент я выбрал профессию:
 4.1 – определенно;
 4.2 – неопределенно, нравится несколько профессий;
 4.3 – выбор профессии отсутствует.
 5. Я знаю, куда поступить после 9-го (11-го) класса:
 5.1 – определенно;
 5.2 – неопределенно, еще думаю;
 5.3 – не знаю.
 6. Ваши родители:
 6.1 – с выбором профессии согласны;
 6.2 – не знаю, разговора с ними по этому вопросу еще не было;
 6.3 – с Вашим выбором не согласны.
 7. Что побудило Вас избрать именно эту профессию:
 7.1 – знание соответствия профессии моим возможностям;
 7.2 – интерес к профессии;
 7.3 – материальные соображения (деньги и т.д.).
 8. Наличие профессионального идеала (человек, на которого в этой профессии я хочу быть похожим):
 8.1 – профессиональный идеал определенный (есть такой человек);
 8.2 – профессиональный идеал неопределенный (смутный, в основном, на основе телевидения, книг);
 8.3 – профессиональный идеал отсутствует.
 Знание будущей профессии – информация
 1. Я знаю, как достичь успеха в выбранной мною профессии:
 1.1 – точно;
 1.2 – приблизительно;
 1.3 – отсутствует.
 2. Знание содержания труда (предмет, средства труда, трудовые операции, продукция):
 2.1 – точное;
 2.2 – приблизительное;
 2.3 – отсутствует.
 3. Знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда по избираемой профессии:
 3.1 – точное;
 3.2 – приблизительное;
 3.3 – отсутствует.
 4. Знание требований избираемой профессии к человеку:
 4.1 – точное;
 4.2 – приблизительное;  
 4.3 – отсутствует.
 5. Наличие опыта работы по избираемой профессии:
 5.1 – личное участие в трудовой деятельности (помогал специалисту);
 5.2 – наблюдение за работой других;
 5.3 – отсутствует.                     
 6. Наличие первоначальных профессиональных знаний:
 6.1 – имеются;
 6.2 – приобретаются;
 6.3 – отсутствуют.
 7. Знание способа приобретения профессии (я знаю, где и сколько учиться по этой профессии):
 7.1 – точно;
 7.2 – приблизительно;
 7.3 – не знаю.
 8. Знание перспектив профессионального роста (я знаю, как строится карьера специалиста по профессии):
 8.1 – точно;
 8.2 – приблизительно;
 8.3 – отсутствует.
 Знание своих профессиональных возможностей
 1. Наличие интереса к будущей профессии:
 1.1 – избираемая профессия соответствует интересу;
 1.2 – не знаю;
 1.3 – профессия не соответствует интересу.
 2. Наличие способностей к избираемому виду труда (я могу доказать, что у меня есть способности к этой профессии):
 2.1 – способности имеются;
 2.2 – не знаю;
 2.3 – способности отсутствуют.
 3. Соответствие природных свойств нервной системы, темперамента требованиям избираемой профессии (я достаточно быстрый, оперативный, энергичный, чтобы выполнять эту работу):
 3.1 – соответствуют;
 3.2 – не знаю;
 3.3 – не соответствуют.
 4. Соответствие особенностей характера требованиям избираемой профессии:
 4.1 – соответствуют;
 4.2 – не знаю;
 4.3 – не соответствуют.
 5. Соответствие особенностей психических процессов (у меня достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и др.) требованиям избираемой профессии:
 5.1 – соответствуют;
 5.2 – не знаю;
 5.3 – не соответствуют.
 6. Соответствие состояния здоровья требованиям избираемой профессии:
 6.1 – соответствует (у меня нет болезней, мешающих выполнению этой профессии);
 6.2 – не знаю;
 6.3 – не соответствует.
 7. Характер самооценки (как Вы относитесь к себе):
 7.1 – адекватная, нормальная (отношусь к себе так же, как и другие ко относятся ко мне);
 7.2 – завышенная или заниженная (оцениваю себя лучше (хуже), чем другие оценивают меня);
 7.3 – не знаю.
 8. Наличие знаний по общеобразовательным предметам, непосредственно связанным с будущей профессией:
 8.1 – по этим предметам оценки «5» и «4»;
 8.2 – по этим предметам оценки «4» и «3»;
 8.3 – по этим предметам есть «2».


Обработка. Теперь нужно посчитать сумму баллов.
 Сделайте это отдельно для каждого блока и – для всей методики – в целом.
 За каждый 1-й вариант начислите по 3 балла;
 за каждый 2-й вариант – по 2 балла;
 за каждый 3-й вариант – по 1 баллу.
 В зависимости от количества набранных баллов по всей методике можно определить общий уровень готовности к профессиональному самоопределению.
 24–39 баллов – низкий уровень; учащийся не готов к профессиональному определению.
 40–55 баллов – средний; является нормальным для учащихся 8–10-х классов, но для школьников последнего класса он является недостаточным.
 56–72 балла – высокий уровень; эти учащиеся готовы к профессиональному самоопределению.
 Но, на основе полученных данных можно судить об уровне готовности к профессиональному самоопределению в самом общем смысле.
 Для того чтобы можно было обозначить какие-то практические шаги для дальнейшего развития профессионального самосознания, необходимо рассмотреть отдельно результаты по каждому блоку.
 8–14 – низкий уровень выраженности данной составляющей профессионального самоопределения.
 15–20 – средний уровень
 21–24 – высокий уровень
 Если учащийся по данным анкеты набрал мало баллов по первому блоку, это значит, что для него профессия не занимает достаточного места в жизни: не является ценностью и не осознается ее роль.
 Тогда необходимо больше поработать над развитием личности учащегося:
 • подключать его разнообразным видам трудовой деятельности (желательно совместно со сверстниками);
 • больше обсуждать с ним его будущее; сократить время пассивного досуга.
 Те, кто получили недостаточно баллов по второму блоку, – при достаточной выраженности развития первого и третьего показателей, – мало осведомлены о содержании будущей профессии.
 Необходимо:
 • ближе познакомить с профессиограммой будущей профессии (или с несколькими профессиограммами),
 • рассказать о времени и специфике профессионального роста в данной профессии
 • и, возможно, организовать посещение предприятия или беседу со специалистом.
 Подобные формы и методы работы позволят повысить уровень осведомленности и, следовательно, общую готовность к профессиональному самоопределению.
 Если же школьники набрали недостаточное количество баллов по третьему блоку, следовательно, необходимо
 • повышать уровень самопознания относительно будущей профессии. Для этой цели подходят различные профориентационные анкеты и психологические личностные опросники
 • подробно изучить профессионально значимые качества для данной профессии.
 • на каждое качество нужно привести пример и предоставить школьнику возможность самому определить, насколько это качество у него проявляется в повседневной жизни и, вообще, была ли возможность у него проявить это качество?
  

  






Комментариев нет:

Отправить комментарий