РМО учителей математики


Методическая система
 Случ М.И.
В этом разделе я хотел бы лишь кратко перечислить основные подходы к использованию современных образовательных технологий, упоминание о которых в той или иной мере уже встречалось. В своей педагогической деятельности я широко использую систему образовательных технологий, адекватных содержанию математического образования, с учетом возрастных особенностей учащихся:технология проблемного обучения, метод проектов, ситуативный метод, информационно-коммуникационные технологии.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как форм активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
Проблема с указанием параметров и условия решения может предъявляться ученикам. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.
Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требует от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.
Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.
При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения я учитываю, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующими дидактическими целями: 1) актуализации знаний и умений; 2) осознания и осмысления блока новой учебной информации; 3) закрепления и систематизации знаний; 4) применения знаний в новой учебной ситуации; 5) проверки уровня усвоения знаний и умений.

Метод проектов

Технология проектной деятельности основа­на на педагогическом исследовании особенностей активно­го обучения и предусматривает последовательность по­строения учебных ситуаций, включая практическое руковод­ство для ежедневной организации процесса обучения – учения – контроля. Технологические процедуры я начинаю с попыток учащихся описать в форме изложения ситуацию, в которой надо решить предложенные проблемы. Работа по каждому проекту предусматривает:
  • предварительное инструктирование группы, состоя­щей из 5-7 учащихся;
  • индивидуальные задания;
  • чтение исторических источников и изучение библио­графии для понимания темы;
  • стимулирование индивидуальной исследовательской деятельности.
Для поиска фактических данных мои ученики широко используют ре­сурсы глобальной информационной сети.
Я предлагаю ученикам в свободной форме и открыто обсудить все возможные решения заданной проблемы. По мере развертывания дискуссии группа получает инструкции, направляющие к окончательному решению через следую­щие этапы:
  • идентификация проблемы;
  • соединение информации;
  • анализ различных аспектов проблемы;
  • генерирование возможных решений;
  • установление сдерживающих обстоятельств и огра­ничительных условий;
  • конструирование перспективных решений;
  • подготовка заключительного письменного объяснения позиции группы в принятом решении на основе достигнутого консенсуса.
Методология  проекта  поощряет взаи­модействие, терпимость к чужому мнению, обсуждение ценно­стных приоритетов и философствование. Она способствует развитию индивидуальной позиции при разработке предлагаемых исследовательских проектов. Эта методология позво­ляет моделировать и формировать эффективный интеллекту­альный процесс при выработке общегруппового решения.
Таким образом, метод проектов  я рассматриваю как совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Методом проектов может реализовываться способ обучения в группах   по технологии сотрудничества. Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместно­го труда.
Ситуативный метод
Ценность этого метода зависит не только от познавательной активности учащихся. Не менее важна и роль учителя, особенно его умение вовлечь участников в рассуждение и интерпретацию случая, важен и сам подбор случая, его сложность и проблематика, а большей или меньшей степени связанная с опытом участников.
Этот метод, близкий к методу случайностей, основан на введении учащихся в какую-то сложную ситуацию. Задача учащихся в том, чтобы понять эту ситуацию и принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, а также найти другие возможные решения. Эта сложная ситуация обычно касается какого-либо общественного института, что создает необходимость знания учащимися принципа функционирования. Учитывая обычно большую точность и значительный объем даваемых для этого описаний, ситуативный метод неудобен для реализации. Он требует подготовки описаний вместе с приложениями в виде таблиц, схем, проектов изменений, что представляет техническую трудность. Трудности, касающиеся сущности, связываются с необходимостью для учащихся вникнуть в новую для них ситуацию, как правило, не связанную с их опытом и при этом требующую зрелого подхода и предметных решений, а также предвидения их последствий.
 ИКТ в преподавании математики
  1. Подразумевает использование интерактивных компьютерных средств в работе самих учащихся (прежде всего среда «Живая геометрия» и «Живая математика»). Для этого мною подготовлены разработки и задания по ряду тем курса алгебры и геометрии 8-11 классов («Графики степенных функций», «Графические методы решения уравнений», «Графические подходы к решению уравнений с параметрами» и т.д., а также «Задачи на построение плоских сечений многогранников», «Чертежи при решении стереометрических задач», «Основы проективной геометрии» и др.).
  2. Создание демонстрационных материалов, позволяющих сделать более наглядным и доступным введение нового материала и тем самым более эффективным взаимодействие учителя с классом (по тем же темам).
  3. Использование в работе дистанционных средств поддержки, основанных как на технологиях современных обучающих сред (Learning), так и общедоступных решениях (электронная почта, социальные сети, блоги).
  4. Использование средств информирования родителей об особенностях протекания учебного процесса, внутриклассных и внутришкольных мероприятиях (списки рассылки, публикация информации на сайте).
  5. Использование средств ИКТ при работе с одаренными детьми (совместная работа с созданными ресурсами http://www.mccme.ru/http://mmmf.math.msu.su/,http://www.problems.ru/).
  6. Использование элементов компетентностного подхода:
  7. Интеграция учителей различных предметов (прежде всего в рамках проектной деятельности);
  8. Использование внеурочных форм организации учебного процесса (учебные практики);
  9. Использование современных подходов в организации оценивания (использование качественных оценок, участие в компетентностноориентированных мониторингах, сочетание традиционных и новаторских форм оценивания (формирующее оценивание).
  10. Личностноориентированный подход к организации учебной и воспитательной деятельности
  11. Использование современных методических разработок, почерпнутых как из опыта зарубежной вальдорфской школы, так и опирающихся на современные достижения традиционной зарубежной методики (Sinus-проект).
  12. Интеграция учебной и воспитательной работы, приоритетность решения воспитательных задач.

План работы РМО учителей математики на 2012-2013 учебный год

                Тема, над которой работает РМО: «Внедрение эффективных педагогических  образовательных технологий  как фактор повышения качества математического образования».

                Задачи:
·         Изучение основных документов образования;
·         Организация курсовой подготовки учителей математики;
·   Обобщение и систематизация опыта учителей района по использованию педагогических технологий в образовательном процессе;
·         Качественное повышение уровня олимпиадного движения по математике;
·         Углубление научно-практической подготовки учащихся.
·         Повышение педагогического мастерства учителя с учетом требований ФГОС нового поколения;
·         Изучение и распространение положительного опыта подготовки к ГИА в новой форме и ЕГЭ по математике.

Цель: Качественное повышение уровня методической подготовки учителей и математической подготовки учащихся школ через использование накопленного и применение инновационных методик.

Поставленные цели и задачи РМО реализуются через следующие виды  деятельности:

ü        обеспечение педагогов актуальной профессиональной информацией;
ü        проведение консультаций по актуальным проблемам образования;
ü        разработка и анализ олимпиадных заданий;
ü        изучение и распространение  педагогического опыта учителей;
ü        знакомство с новейшими достижениями в области образования;
ü        применение информационных и коммуникационных технологий;
ü        творческие отчеты учителей;
ü        открытые  уроки, мастер-классы;
ü        сетевые конкурсы учителей и учащихся;
ü        создание сайта учителей математики Большереченского района;
ü        участие в районном конкурсе творческих работ  учителей и учащихся.

           Ожидаемые результаты:

        1.        Повышение уровня успеваемости, качества знаний учащихся.
        2.        Успешное участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательской и проектной           деятельности.         
        3.        Совершенствование профессиональной компетенции педагогов.
        4.        Внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательную практику.
        5.        Повышение интереса учащихся к математике.


Занятие №1 (август) Круглый стол

Тема заседания РМО учителей математики, информатики, физики: «Школьная инфраструктура учреждений Большереченского МР в условиях модернизации образования».
Вопросы для обсуждения:                                     1. Опыт внедрения информационных технологий в учебно–воспитательном процессе;
2. Создание условий в образовательной среде района для повышения профессиональной компетентности педагогов;
3. Современный урок в  условиях введения федеральных образовательных стандартов ;
4. Информационная компетентность учителя сельской школы, работа в ВМО, создание блогов, сайтов учителя;
5.  Использование современных условий обучения ( интернет, медиатеки…)
6.  Опыт подготовки исследовательских, творческих работ и проектов в условиях совершенствования инфраструктуры школ.

Занятие №2 (ноябрь) Семинар

1. Анализ работы РМО учителей математики за 2011-2012 учебный год;
2. О некоторых итогах единого государственного экзамена 2012 года и рекомендации по совершенствованию преподавания математики с учетом результатов ЕГЭ 2012 года;
3. ГИА в новой форме: итоги, проблемы, решения. Методические рекомендации по подготовке к ГИА в новой форме;
4. Работа с талантливыми детьми. Участие в конкурсах, телекоммуникационных проектах, олимпиадах, НПК.
5. Непрерывное профессиональное образование учителей математики (курсовое повышение квалификации, аттестация, открытые уроки, посещение ЕМД и др.);
6. Утверждение плана работы на новый учебный год.

Занятие №3 (январь) Семинар

1. Всероссийская олимпиада школьников по математике (сравнительный анализ за прошлый и новый учебный год);
2. Методическое письмо Министерства образования РФ с анализом результатов ГИА и ЕГЭ по математике за 2011-2012 учебный год;
3. Сравнительный анализ демонстрационных вариантов 2012 и 2013 годов;
4. Решение заданий демонстрационного варианта 2012 3 года;
5. Подготовка учащихся к научно-практической конференции (Темы докладов);
6. Применение   ФГОС нового поколения в 5 классе по математике.

Занятие №4 (март) Семинар

           1.  Современные подходы к подготовке и проведению уроков математики с использованием ИКТ:  Интернет-технологий, интерактивной доски.                                                                                                                                                    
          2 .  Опыт участия учителей математики и учащихся школ в конкурсах уроков и проектов с использованием ИКТ, проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах.
 3. Современные педагогические технологии. Сообщение с курсов повышения квалификации;
             4.  Создание сайта РМО учителей математики;
 5. Творческая лаборатория;
 6. ВМО (отчет).

Занятие №5 (май) Итоговое заседание

1. Использование тестовых технологий для осуществления учебного контроля;
2. Мастер-класс;
3. Дифференцированный подход в процессе обучения;
4. Новые учебно-методические комплекты по математике;
5. Разное.

Выездные заседания:
1. Единый методический день МОУ «БООШ» (декабрь);
2. Единый методический день МОУ «Такмыкская СОШ» (февраль).

Семинар-практикум для учащихся 11 классов по подготовке к ЕГЭ (январь, март).
Всероссийская олимпиада школьников:
Школьный этап 01.10 - 15.11
Муниципальный этап 15.11 – 15.12
Научно-практическая конференция школьников (февраль).
День образовательного учреждения в муниципалитете – Ингалинская СОШ,   Чебаклинская СОШ ( март).
Фестиваль уроков «Я делюсь своим умением» (декабрь).
Радуга телекоммуникационных проектов (сентябрь – март)
Конкурс методических разработок и программ (январь)
                  Конкурс электронных портфолио педагогов (июнь

Тематическое планирование по математике

   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Календарно-тематическое планирование по геометрии  для 11 класса составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений «Геометрия 10-11 классы», Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, составитель Т.А. Бурмистрова, Просвещение,2009г.                                                                                                                                                                                                     Учебник: Геометрия 10-11, Просвещение, 2007 г.
Количество часов: 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Количество контрольных работ:

I полугодие
II полугодие
ВСЕГО
1
2
3

Количество зачетов:

I полугодие
II полугодие
ВСЕГО
                2
2
4




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГЕОМЕТРИЯ   (11 КЛАСС)

урока
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Сроки изучения
по плану
факти-чески
по плану
факти-чески
I полугодие (32 часа)
Глава IV. Векторы в пространстве (6 часов)
1
Понятие вектора. Равенство векторов (п. 34, п.35)
1



2
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов (п.36, п.37)
1



3
Умножение вектора на число (п.38)
1



4
Компланарные векторы. Правило параллелепипеда (п.39, п.40)
1



5
Разложение вектора по трем некомпланарным векторам (п. 41)
1



6
Зачет №1 по теме «Векторы в пространстве»
1



Глава V. Метод координат в пространстве (15 часов)
7
Прямоугольная система координат в пространстве (п.42)
1



8-9
Координаты вектора (п.43)
2



10
Связь между координатами векторов и координатами точек
(п. 44)
1



11-12
Простейшие задачи в координатах (п. 45)
2



13-14
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов (п.46, п. 47)
2



15
Вычисление углов между прямыми и плоскостями (п. 48)
1



16-17
Решение задач по теме «Метод координат в пространстве»
2



18
Контрольная работа  № 1 по теме «Метод координат в пространстве»
1



19
Зачет №2 по теме «Метод координат в пространстве»
1



20-21
Резерв
2



Глава VI. Цилиндр, конус, шар (16 часов)
22
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра (п.53, п.54)
1



23-24
Решение задач по теме «Цилиндр»
2



25
Понятие конуса. Площадь поверхности конуса (п.55, п. 56)
1



26
Усеченный конус (п.57)
1



27-28
Решение задач по теме «Конус»
2



29
Сфера и шар. Уравнение сферы (п.58, п.59)
1



30
Взаимное расположение сферы и плоскости (п.60)
1



31
Касательная плоскость к сфере (п.61)
1



32
Площадь сферы (п.62)
1



II полугодие (36 часов)
33
Решение задач по теме «Сфера»
1



34-35
Решение задач по теме «Цилиндр, конус и шар»
2



36
Контрольная работа  № 2 по теме «Цилиндр, конус, шар»
1



37
Зачет №3 по теме «Цилиндр, конус, шар»
1




урока
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Сроки изучения
по плану
факти-чески
по плану
факти-чески
Глава VII. Объемы тел (17 часов)
38
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда (п.63, п.64)
1



39-40
Решение задач по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда»
2



41
Объем прямой призмы (п. 65)
1



42
Объем цилиндра (п.66)
1



43
Решение задач по теме «Объем прямой призмы и цилиндра»
1



44
Вычисление объемов с помощью определенного интеграла. Объем наклонной призмы (п.67, п.68)
1



45
Объем пирамиды (п.69)
1



46
Объем конуса (п.70)
1



47
Решение задач по теме «Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса»
1



48
Объем шара (п.71)
1



49
Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора (п.72)
1



50
Площадь сферы (п.73)
1



51
Решение задач по теме «Объем шара и площадь сферы»
1



52
Решение задач по теме «Объемы тел»
1



53
Контрольная работа  № 3 по теме «Объемы тел»
1



54
Зачет №4  по теме «Объемы тел»
1



Заключительное повторение (14 часов)
55





56





57





58





59





60





61





62





63





64





65





66





67





68








               Алгебра 9 класс    


Учебник:С.М.Никольский.Алгебра 9. М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011.                                                                               Программа: Бурмистрова Т. А. Алгебра 7-9 классы.М., Просвещение,2008                                                                                 В неделю: 4ч        Итого: 136ч                                                                                                                        


Наименование темы
Кол-во
часов
К.р.
Дата
                
  

1
Глава 1.Неравенства.

Линейные неравенства с одним неизвестным.
44ч                            

13ч


1.1
Неравенства первой степени с одним неизвестным.


1.2
Применение графиков к решению неравенств первой степени с одним неизвестным.


1.3
Линейные неравенства с одним неизвестным.


1.4
Системы линейных неравенств с одним неизвестным.
Решение задач




2

Неравенства второй степени с одним неизвестным
14 ч


2.1
Понятие неравенства второй степени с одним неизвестным.


2.2
Неравенства второй степени с положительным дискриминантом


2.3
 Неравенства второй степени с дискриминантом,  равным нулю.


2.4
 Неравенства второй степени с отрицательным дискриминантом.


2.5
 Неравенства,  сводящиеся к неравенствам второй степени.
Решение задач




Контрольная работа № 1

3
  
Рациональные неравенства.   
17ч


3.1
 Метод интервалов. 


3.2
Решение рациональных неравенств.


3.3
 Системы рациональных неравенств.
4ч.


3.4
Нестрогие рациональные неравенства
Решение задач.
4ч.



Контрольная работа №2


4                  
Глава 2 . Степень числа               Корень степени п.
18ч


4.1
Свойства функции


4.2
 График функции


4.3
Понятие корня степени


4.4
Корни чётной  и нечётной степеней.
3ч.


4.5
Арифметический корень.
2ч.


4.6
Свойства корней степени п.


4.7

4.8
Корень степени п из натурального числа.
Функция




Контрольная работа № 3


5                   
Глава 3. Последовательности.        Числовые последовательности и их свойства.
16ч


5.1
 Понятие числовой последовательности.


6
Арифметическая прогрессия.


6.1
Понятие арифметической прогрессии.


6.2
Суммы п первых членов геометрической прогрессии.



Контрольная работа № 4

7
Геометрическая прогрессия.


7.1
 Понятие геометрической прогрессии.


7.2
 Суммы п первых членов геометрической прогрессии.



Контрольная работа № 5


                      

8                       
Глава 4. Тригонометрические формулы.                                         Синус, косинус, тангенс и котангенс угла.
15ч


8.1
 Понятие угла.


8.2
Радианная мера угла.


8.3
.Определение синуса и косинуса угла.


8.4
 Основные формулы для синуса и косинуса угла.


8.5
 Тангенс и котангенс угла.
Решение задач



Контрольная работа № 6


Дополнение к главе 4
17ч


1
Косинус разности и косинус двух углов.


2
 Формулы для дополнительных углов.


3                              

4
Синус суммы и разности двух углов     
                                                                        
Сумма и разность синусов и косинусов.      
2ч               



5
Формулы для двойных и половинных углов


6
Произведение синусов и косинусов



Решение задач                                           Контрольная работа № 7
3ч                          1ч


   
                                     


Глава5. Приближение чисел.


9.1
 Абсолютная величина числа.


9.2
 Абсолютная погрешность приближения.


9.3
Относительная погрешность приближения.



Повторение.
21ч



Контрольная работа № 8


Итоговая контрольная работа.                          Итого
2ч                     136ч




  





Комментариев нет:

Отправить комментарий