Методическая система |
В этом разделе я хотел бы лишь кратко перечислить основные подходы к использованию современных образовательных технологий, упоминание о которых в той или иной мере уже встречалось. В своей педагогической деятельности я широко использую систему образовательных технологий, адекватных содержанию математического образования, с учетом возрастных особенностей учащихся:технология проблемного обучения, метод проектов, ситуативный метод, информационно-коммуникационные технологии.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как форм активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
Проблема с указанием параметров и условия решения может предъявляться ученикам. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.
Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требует от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.
Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.
При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения я учитываю, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующими дидактическими целями: 1) актуализации знаний и умений; 2) осознания и осмысления блока новой учебной информации; 3) закрепления и систематизации знаний; 4) применения знаний в новой учебной ситуации; 5) проверки уровня усвоения знаний и умений.
Метод проектов
Технология проектной деятельности основана на педагогическом исследовании особенностей активного обучения и предусматривает последовательность построения учебных ситуаций, включая практическое руководство для ежедневной организации процесса обучения – учения – контроля. Технологические процедуры я начинаю с попыток учащихся описать в форме изложения ситуацию, в которой надо решить предложенные проблемы. Работа по каждому проекту предусматривает:
- предварительное инструктирование группы, состоящей из 5-7 учащихся;
- индивидуальные задания;
- чтение исторических источников и изучение библиографии для понимания темы;
- стимулирование индивидуальной исследовательской деятельности.
Для поиска фактических данных мои ученики широко используют ресурсы глобальной информационной сети.
Я предлагаю ученикам в свободной форме и открыто обсудить все возможные решения заданной проблемы. По мере развертывания дискуссии группа получает инструкции, направляющие к окончательному решению через следующие этапы:
- идентификация проблемы;
- соединение информации;
- анализ различных аспектов проблемы;
- генерирование возможных решений;
- установление сдерживающих обстоятельств и ограничительных условий;
- конструирование перспективных решений;
- подготовка заключительного письменного объяснения позиции группы в принятом решении на основе достигнутого консенсуса.
Методология проекта поощряет взаимодействие, терпимость к чужому мнению, обсуждение ценностных приоритетов и философствование. Она способствует развитию индивидуальной позиции при разработке предлагаемых исследовательских проектов. Эта методология позволяет моделировать и формировать эффективный интеллектуальный процесс при выработке общегруппового решения.
Таким образом, метод проектов я рассматриваю как совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Методом проектов может реализовываться способ обучения в группах по технологии сотрудничества. Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда.
Ситуативный метод
Ценность этого метода зависит не только от познавательной активности учащихся. Не менее важна и роль учителя, особенно его умение вовлечь участников в рассуждение и интерпретацию случая, важен и сам подбор случая, его сложность и проблематика, а большей или меньшей степени связанная с опытом участников.
Этот метод, близкий к методу случайностей, основан на введении учащихся в какую-то сложную ситуацию. Задача учащихся в том, чтобы понять эту ситуацию и принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, а также найти другие возможные решения. Эта сложная ситуация обычно касается какого-либо общественного института, что создает необходимость знания учащимися принципа функционирования. Учитывая обычно большую точность и значительный объем даваемых для этого описаний, ситуативный метод неудобен для реализации. Он требует подготовки описаний вместе с приложениями в виде таблиц, схем, проектов изменений, что представляет техническую трудность. Трудности, касающиеся сущности, связываются с необходимостью для учащихся вникнуть в новую для них ситуацию, как правило, не связанную с их опытом и при этом требующую зрелого подхода и предметных решений, а также предвидения их последствий.
ИКТ в преподавании математики
- Подразумевает использование интерактивных компьютерных средств в работе самих учащихся (прежде всего среда «Живая геометрия» и «Живая математика»). Для этого мною подготовлены разработки и задания по ряду тем курса алгебры и геометрии 8-11 классов («Графики степенных функций», «Графические методы решения уравнений», «Графические подходы к решению уравнений с параметрами» и т.д., а также «Задачи на построение плоских сечений многогранников», «Чертежи при решении стереометрических задач», «Основы проективной геометрии» и др.).
- Создание демонстрационных материалов, позволяющих сделать более наглядным и доступным введение нового материала и тем самым более эффективным взаимодействие учителя с классом (по тем же темам).
- Использование в работе дистанционных средств поддержки, основанных как на технологиях современных обучающих сред (Learning), так и общедоступных решениях (электронная почта, социальные сети, блоги).
- Использование средств информирования родителей об особенностях протекания учебного процесса, внутриклассных и внутришкольных мероприятиях (списки рассылки, публикация информации на сайте).
- Использование средств ИКТ при работе с одаренными детьми (совместная работа с созданными ресурсами http://www.mccme.ru/, http://mmmf.math.msu.su/,http://www.problems.ru/).
- Использование элементов компетентностного подхода:
- Интеграция учителей различных предметов (прежде всего в рамках проектной деятельности);
- Использование внеурочных форм организации учебного процесса (учебные практики);
- Использование современных подходов в организации оценивания (использование качественных оценок, участие в компетентностноориентированных мониторингах, сочетание традиционных и новаторских форм оценивания (формирующее оценивание).
- Личностноориентированный подход к организации учебной и воспитательной деятельности
- Использование современных методических разработок, почерпнутых как из опыта зарубежной вальдорфской школы, так и опирающихся на современные достижения традиционной зарубежной методики (Sinus-проект).
- Интеграция учебной и воспитательной работы, приоритетность решения воспитательных задач.
План работы РМО учителей математики на 2012-2013
учебный год
Тема, над которой работает РМО:
«Внедрение эффективных педагогических
образовательных технологий как
фактор повышения качества математического образования».
Задачи:
·
Изучение основных
документов образования;
·
Организация
курсовой подготовки учителей математики;
· Обобщение и
систематизация опыта учителей района по использованию педагогических технологий
в образовательном процессе;
·
Качественное
повышение уровня олимпиадного движения по математике;
·
Углубление
научно-практической подготовки учащихся.
·
Повышение
педагогического мастерства учителя с учетом требований ФГОС нового поколения;
·
Изучение и
распространение положительного опыта подготовки к ГИА в новой форме и ЕГЭ по
математике.
Цель: Качественное повышение уровня методической
подготовки учителей и математической подготовки учащихся школ через
использование накопленного и применение инновационных методик.
Поставленные цели и задачи РМО реализуются через
следующие виды деятельности:
ü
обеспечение
педагогов актуальной профессиональной информацией;
ü
проведение
консультаций по актуальным проблемам образования;
ü
разработка и
анализ олимпиадных заданий;
ü
изучение и
распространение педагогического опыта
учителей;
ü
знакомство с
новейшими достижениями в области образования;
ü
применение
информационных и коммуникационных технологий;
ü
творческие отчеты
учителей;
ü
открытые уроки, мастер-классы;
ü
сетевые конкурсы
учителей и учащихся;
ü
создание сайта
учителей математики Большереченского района;
ü
участие в районном
конкурсе творческих работ учителей и
учащихся.
Ожидаемые результаты:
1.
Повышение уровня
успеваемости, качества знаний учащихся.
2.
Успешное участие
школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательской и
проектной деятельности.
3.
Совершенствование
профессиональной компетенции педагогов.
4.
Внедрение
информационных и коммуникационных технологий в образовательную практику.
5.
Повышение интереса
учащихся к математике.
Занятие №1 (август) Круглый стол
Тема заседания РМО учителей математики, информатики,
физики: «Школьная инфраструктура учреждений Большереченского МР в условиях
модернизации образования».
Вопросы для обсуждения: 1. Опыт внедрения информационных технологий в
учебно–воспитательном процессе;
2. Создание условий в образовательной среде района для
повышения профессиональной компетентности педагогов;
3. Современный урок в
условиях введения федеральных образовательных стандартов ;
4. Информационная компетентность учителя сельской
школы, работа в ВМО, создание блогов, сайтов учителя;
5. Использование
современных условий обучения ( интернет, медиатеки…)
6. Опыт
подготовки исследовательских, творческих работ и проектов в условиях
совершенствования инфраструктуры школ.
Занятие №2 (ноябрь) Семинар
1. Анализ работы РМО учителей математики за 2011-2012
учебный год;
2. О некоторых итогах единого государственного экзамена
2012 года и рекомендации по совершенствованию преподавания математики с учетом
результатов ЕГЭ 2012 года;
3. ГИА в новой форме: итоги, проблемы, решения.
Методические рекомендации по подготовке к ГИА в новой форме;
4. Работа с талантливыми детьми. Участие в конкурсах,
телекоммуникационных проектах, олимпиадах, НПК.
5. Непрерывное профессиональное образование учителей
математики (курсовое повышение квалификации, аттестация, открытые уроки,
посещение ЕМД и др.);
6. Утверждение плана работы на новый учебный год.
Занятие №3 (январь) Семинар
1. Всероссийская олимпиада школьников по математике
(сравнительный анализ за прошлый и новый учебный год);
2. Методическое письмо Министерства образования РФ с
анализом результатов ГИА и ЕГЭ по математике за 2011-2012 учебный год;
3. Сравнительный анализ демонстрационных вариантов 2012
и 2013 годов;
4. Решение заданий демонстрационного варианта 2012 3
года;
5. Подготовка учащихся к научно-практической
конференции (Темы докладов);
6. Применение ФГОС нового поколения в 5 классе по
математике.
Занятие №4 (март) Семинар
1. Современные подходы к подготовке и проведению
уроков математики с использованием ИКТ: Интернет-технологий, интерактивной доски.
2
. Опыт участия учителей
математики и учащихся школ в конкурсах уроков и проектов с использованием ИКТ,
проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах.
3. Современные
педагогические технологии. Сообщение с курсов повышения квалификации;
4. Создание сайта РМО учителей математики;
5. Творческая
лаборатория;
6. ВМО (отчет).
Занятие №5 (май) Итоговое заседание
1. Использование тестовых технологий для осуществления
учебного контроля;
2. Мастер-класс;
3. Дифференцированный подход в процессе обучения;
4. Новые учебно-методические комплекты по математике;
5. Разное.
Выездные заседания:
1. Единый методический день МОУ «БООШ» (декабрь);
2. Единый методический день МОУ «Такмыкская СОШ»
(февраль).
Семинар-практикум для учащихся 11 классов по подготовке
к ЕГЭ (январь, март).
Всероссийская олимпиада школьников:
Школьный этап 01.10 - 15.11
Муниципальный этап 15.11 – 15.12
Научно-практическая конференция школьников (февраль).
День образовательного учреждения в муниципалитете –
Ингалинская СОШ, Чебаклинская СОШ (
март).
Фестиваль уроков «Я делюсь своим умением» (декабрь).
Радуга телекоммуникационных проектов (сентябрь – март)
Конкурс методических разработок и программ (январь)
Конкурс электронных портфолио педагогов (июнь
Тематическое планирование по математике
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование по геометрии для 11 класса составлено на основе программы
для общеобразовательных учреждений «Геометрия 10-11 классы», Л.С. Атанасян,
В.Ф. Бутузов, составитель Т.А. Бурмистрова, Просвещение,2009г. Учебник:
Геометрия 10-11, Просвещение, 2007 г.
Количество
часов: 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Количество
контрольных работ:
Количество
зачетов:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГЕОМЕТРИЯ (11
КЛАСС)
|
Алгебра 9 класс
Учебник:С.М.Никольский.Алгебра 9. М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011. Программа: Бурмистрова Т. А. Алгебра 7-9 классы.М., Просвещение,2008 В неделю: 4ч Итого: 136ч
Наименование темы
|
Кол-во
часов
|
К.р.
|
Дата
|
|
1
|
Глава 1.Неравенства.
Линейные неравенства с
одним неизвестным.
|
44ч
13ч
|
||
1.1
|
Неравенства первой
степени с одним неизвестным.
|
2ч
|
||
1.2
|
Применение графиков к
решению неравенств первой степени с одним неизвестным.
|
2ч
|
||
1.3
|
Линейные неравенства с
одним неизвестным.
|
2ч
|
||
1.4
|
Системы линейных
неравенств с одним неизвестным.
Решение задач
|
3ч
4ч
|
||
2
|
Неравенства второй
степени с одним неизвестным
|
14 ч
|
||
2.1
|
Понятие неравенства
второй степени с одним неизвестным.
|
1ч
|
||
2.2
|
Неравенства второй
степени с положительным дискриминантом
|
3ч
|
||
2.3
|
Неравенства второй степени с дискриминантом,
равным нулю.
|
2ч
|
||
2.4
|
Неравенства второй степени с отрицательным
дискриминантом.
|
2ч
|
||
2.5
|
Неравенства, сводящиеся к неравенствам второй степени.
Решение задач
|
3ч
2ч
|
||
Контрольная работа № 1
|
1ч
|
1ч
|
||
3
|
Рациональные
неравенства.
|
17ч
|
||
3.1
|
Метод интервалов.
|
3ч
|
||
3.2
|
Решение рациональных
неравенств.
|
3ч
|
||
3.3
|
Системы рациональных неравенств.
|
4ч.
|
||
3.4
|
Нестрогие рациональные
неравенства
Решение задач.
|
4ч.
2ч
|
||
Контрольная работа №2
|
1ч
|
1ч
|
||
4
|
Глава 2 . Степень
числа Корень степени п.
|
18ч
|
||
4.1
|
Свойства функции
|
2ч
|
||
4.2
|
График функции
|
2ч
|
||
4.3
|
Понятие корня степени
|
2ч
|
||
4.4
|
Корни чётной и нечётной степеней.
|
3ч.
|
||
4.5
|
Арифметический корень.
|
2ч.
|
||
4.6
|
Свойства корней
степени п.
|
3ч
|
||
4.7
4.8
|
Корень степени п из
натурального числа.
Функция
|
2ч
1ч
|
||
Контрольная работа № 3
|
1ч
|
1ч
|
||
5
|
Глава 3.
Последовательности. Числовые
последовательности и их свойства.
|
16ч
2ч
|
||
5.1
|
Понятие числовой последовательности.
|
2ч
|
||
6
|
Арифметическая
прогрессия.
|
7ч
|
||
6.1
|
Понятие арифметической
прогрессии.
|
3ч
|
||
6.2
|
Суммы п первых членов
геометрической прогрессии.
|
3ч
|
||
Контрольная работа № 4
|
1ч
|
1ч
|
||
7
|
Геометрическая
прогрессия.
|
7ч
|
||
7.1
|
Понятие геометрической прогрессии.
|
3ч
|
||
7.2
|
Суммы п первых членов геометрической
прогрессии.
|
3ч
|
||
Контрольная работа № 5
|
1ч
|
|||
8
|
Глава 4.
Тригонометрические формулы. Синус,
косинус, тангенс и котангенс угла.
|
15ч
|
||
8.1
|
Понятие угла.
|
2ч
|
||
8.2
|
Радианная мера угла.
|
2ч
|
||
8.3
|
.Определение синуса и
косинуса угла.
|
3ч
|
||
8.4
|
Основные формулы для синуса и косинуса угла.
|
3ч
|
||
8.5
|
Тангенс и котангенс угла.
Решение задач
|
2ч
2ч
|
||
Контрольная работа № 6
|
1ч
|
1ч
|
||
Дополнение к главе 4
|
17ч
|
|||
1
|
Косинус разности и
косинус двух углов.
|
3ч
|
||
2
|
Формулы для дополнительных углов.
|
2ч
|
||
3
4
|
Синус суммы и разности
двух углов
Сумма и разность
синусов и косинусов.
|
2ч
2ч
|
||
5
|
Формулы для двойных и
половинных углов
|
2ч
|
||
6
|
Произведение синусов и
косинусов
|
2ч
|
||
Решение задач Контрольная
работа № 7
|
3ч 1ч
|
1ч
|
Глава5. Приближение
чисел.
|
5ч
|
|||
9.1
|
Абсолютная величина числа.
|
1ч
|
||
9.2
|
Абсолютная погрешность приближения.
|
2ч
|
||
9.3
|
Относительная
погрешность приближения.
|
2ч
|
||
Повторение.
|
21ч
|
|||
Контрольная работа № 8
|
1ч
|
1ч
|
||
Итоговая контрольная
работа. Итого
|
2ч 136ч
|
2ч
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий