подготовка к ЕГЭ и ГИА

Дата
                                        ЕГЭ 2014
Досрочный период
Для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования и допущенных в установленном порядке к государственной (итоговой) аттестации (далее – выпускники текущего года), которым предоставляется право на досрочное прохождение государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ:
20 апреля (вс)

21 апреля (пн)
русский язык
22 апреля (вт)
23 апреля (ср)

24 апреля (чт)
иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский языки), география,  химия,  история
25 апреля (пт)
26 апреля (су)

27 апреля (вс)
28 апреля (пн)
математика
29 апреля (вт)

30 апреля (ср)
1 мая (чт)
2 мая (пт)
3 мая (сб)
4 мая (вс)
5 мая (пн)
информатика и ИКТ, биология, обществознание, литература, физика
6 мая (вт)

7 мая (ср)

8 мая (чт)
резерв: по всем предметам
Основной период
Для выпускников текущего года; обучающихся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, освоивших федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ; выпускников образовательных учреждений прошлых лет, имеющих документ о среднем (полном) общем, начальном профессиональном или среднем профессиональном образовании, в том числе лиц, у которых срок действия ранее полученного свидетельства о результатах ЕГЭ не истек (далее - выпускники прошлых лет); граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств:
25 мая (вс)
26 мая (пн)
география, литература
27 мая (вт)
28 мая (ср)
29 мая (чт)
русский язык
30 мая (пт)
31 мая (сб)
1 июня (вс)
2 июня (пн)
иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский языки), физика
3 июня (вт)
4 июня (ср)
5 июня (чт)
математика
6 июня (пт)
7 июня (сб)
8 июня (вс)
9 июня (пн)
информатика, биология, история  
10 июня (вт)
11 июня (ср)
обществознание, химия
12 июня (чт)
   
13 июня (пт)
14 июня (сб)

15 июня (вс)
16 июня (пн)
резерв: иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский языки), обществознание, биология информатика и ИКТ
17 июня (вт)
резерв: география, химия, литература, история, физика
18 июня (ср)
резерв: русский язык
19 июня (чт)
резерв: математика
Дополнительный период
Для выпускников прошлых лет, выпускников образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств, не имевших возможности участвовать в ЕГЭ в сроки, установленные для основного периода.
7 июля (пн)
русский язык, химия, информатика и ИКТ
8 июля (вт)
9 июля (ср)
математика, география, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский языки)
10 июля (чт)
11 июля (пт)
обществознание, литература, физика
12 июля (сб)
13 июля (вс)
14 июля (пн)
биология, история
15 июля (вт)
16 июля (ср)резерв: по всем предметам


Таблица 1. Значения граничных первичных и тестовых баллов в 2012 г, 2013г, 2014г.


Предмет
ПБ1
ТБ1
ПБ2
ТБ2
Русский язык
17
36
54
73
Математика
5
24
15
63
Обществознание
15
39
48
72
История
13
32
46
72
Физика
12
39
33
62
Химия
14
36
58
80
Биология
17
36
60
79
География
14
37
44
69
Информатика
8
40
35
84
Иностранные языки
16
20
65
82
Литература
8
32
36
73



МЕТОД ПЛОЩАДЕЙ



Отношение площадей треугольников с общей вершиной и сторонами, противоположными этой вершине, расположенными на одной прямой.

Отношение площадей треугольников с общей вершиной, две другие вершины которых расположены на пересекающихся прямых.

Метод, основанный на сумме площадей.

Отношение отрезков диагонали четырехугольника.

 Условие

Докажите, что медианы треугольника разбивают его на шесть равновеликих треугольников.

 Подсказка

 Медианы треугольника делятся точкой пересечения в отношении 2 : 1, считая от вершины.

Решение

 Пусть M — точка пересечения медиан AA1, BB1, CC1 треугольника ABC. Тогда

SB1оC =1/3 SB1BC =  1/6SABC
.

 Аналогично для остальных пяти треугольников.




Как подготовится к ГИА по математике

Рекомендации учащимся
Как подготовиться к ГИА по математике?
1. Во-первых, определите для себя максимальный результат, который вы собираетесь достигнуть. Количество баллов определяется опытным путем.
2. Рассчитайте время, которое вы затратите на каждое задание. Если вы собираетесь решить 8 заданий за 60 минут, то каждое задание тренируйтесь выполнять за 7 -8 минут. ГИА по математике в 2013 году делится на модули. Поэтому просчитайте время каждого модуля.
Старайтесь сразу выполнять те задачи, которые вам поддаются с наилучшим успехом. Научитесь выбирать ответ методом исключения, отбрасывая неверные ответы.
Во второй части всегда можно найти задачу, которая решается даже слабыми учениками. Решив ее, вы получите еще несколько баллов.

Некоторые особенности выполнения заданий первой части

  • Первые задания проверяют базовый уровень усвоения материала и их решение гарантирует получение удовлетворительной отметки, то есть тройки.
  • Первые задачи представлены в тестовой форме или с написанием ответа.
  • Присутствуют непривычные для учеников формулировки заданий. Часто имеют практическое направление.
  • Решение задач первой части можно выполнять хоть устно, записывая только ответ. Но рекомендуется не лениться, а записывать решение, чтобы исключить глупые ошибки.

Самые частые ошибки на ГИА по математике

  • Невнимательное прочтение текста задания.
  • Вычислительные ошибки.
  • Решили правильно – в бланке написали другой ответ.
Подготовиться к ГИА по математике можно, если не оставлять все на последний момент, а распланировать подготовку на весь год. 

Секреты проверки геометрических задач ГИА эксперта










 Все мы знаем, что есть критерии проверки работ ГИА по математике. На основании этих критериев экспертная комиссия может выставить максимальное количество баллов, снизить на 1 балл или сделать вывод, что задание не решено и поставить 0 баллов.
Но есть еще дополнительные рекомендации для экспертов, уточняющие разные нюансы при выставлении баллов за каждое задание. Так вот!  Оформляя решение задачи по геометрии части С, помните:
  • Не пропускайте шаги логических рассуждений. Эксперт не должен догадываться, что вы об этом просто подумали, но не написали. Как написано в рекомендациях: проверяют не то, что думают ученики, а что записано в решении.
  • Пишите грамотно. Иначе вам могут снять 1 балл за стилистические ошибки. Прямо как на русском языке))
  • Главное! Каждый шаг аргументируйте теоремой, свойством, признаком. Если не поленитесь написать полную формулировку теоретического обоснования, у экспертов не будет возможности снизить вам баллы.
Помните, что экспертная комиссия может выставить вам 0 баллов, если ваши правильные шаги решения или доказательства задачи по геометрии не подкреплены теорией.

Подготовка к ЕГЭ

Сегодня я хочу вам представить свой опыт работы по теме: «Система подготовки к ЕГЭ по математике». Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Потому что результаты, полученные выпускниками на ЕГЭ, это и оценка работы учителя. И учащиеся, и их учителя все больше заинтересованы в получении как можно лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения. Ведущая идея моего опыта - повышение качества математической подготовки школьников на основе использования различных форм и технологий обучения. Работа над этой проблемой у меня началась несколько лет назад, а точнее с 2004-2005 уч. года. Первоначально это было знакомство с нормативно-правовыми документами, изучение КИМ разных лет, опыта работы других учителей по этой проблеме. Затем начался поиск и отбор форм и методов обучения, которые мне казались эффективными. И только в 2007 году я начала реализовывать свои идеи в работе. Я остановлюсь на тех формах работы и технологиях, которые оказались, на мой взгляд, самыми эффективными. Основным направлением работы учителя является методическая подготовка к ЕГЭ, которую я провожу в двух направлениях: тематической и по содержательным линиям курса математики. Тематическую подготовку начинаю в 10 классе. Перед началом изучения каждой темы, я обязательно просматриваю задания, которые предлагают авторы учебника и литературу по подготовке к ЕГЭ, с той целью, чтобы дополнить набор упражнений учебника, заданиями, которые могут встретиться учащимся на экзамене по изучаемой теме. Тематическую подготовку выстраиваю «по правилу спирали»,- от простых к заданиям со звездочкой в учебнике, от комплексных типовых заданий части 1 до заданий раздела части С. В конце изучения параграфа провожу уроки решения задач ЕГЭ. Это и обычные по форме уроки, и уроки организации работы в парах, когда один учит другого, т.е. уроки, на которых применяется технология сотрудничества. Наблюдая за работой на уроке, заметила, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При разборе задач у учащихся часто возникают различные вопросы, и оказать каждому помощь на уроке не возможно, но если ученики работают в парах, они быстрее находят пути решения и могут оказать друг другу консультативную помощь. Эта форма эффективна и при работе с тестами, т.е. тест дается не индивидуально каждому, а паре учащихся. Причем при такой организации труда можно осуществлять и дифференцированный подход. Класс условно делится на три группы. Для себя я эти группы называю А, В, С. (Группа С - ученики, которые интересуются предметом, решают задачи продвинутого уровня. Группа В – самостоятельно могут решать задачи среднего уровня. Группа А – ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения.) Задания для каждой группы различны. При организации тематической подготовки к экзамену я использую такую форму как долгосрочное домашнее задание. Учащимся предлагается набор заданий, которые они должны выполнить в промежуток изучения конкретной темы. Шесть лет назад, начиная использовать эту форму работы, я не дифференцировала задание. И в результате оказывалось, что часть учеников не справлялась с большей частью заданий, а некоторые уже через несколько дней сдавали тетради на проверку, так как предложенные упражнения оказывались для них очень простыми и не развивали учеников, то есть такая организация работы не давала положительных результатов. У каждого ученика имеется тематический сборник по подготовке к ЕГЭ. Задания в нем даны по уровням. Набор заданий формирую для каждой группы отдельный: группа С - минимальное количество заданий базового уровня, задачи повышенного и высокого уровня сложности, для учеников группы В предлагаю задания базового и повышенного уровней, а для учащихся группы А основную часть составляют задачи базового уровня. Долгосрочные домашние задания выполняются в специальных тетрадях, которые затем сдают на проверку. После проверки, рекомендую выполнить работу над ошибками. Тех учеников, которые выполнили правильно менее половины задач, приглашаю во внеурочное время на дополнительное занятие, после которого они работают над ошибками. Считаю, что эту форму работы необходимо использовать, так как для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно хорошо работать на уроках и регулярно выполнять д/з, необходимо ещё дополнительная подготовка. Долгосрочными домашними работами, я некоторым образом обязываю учеников заниматься дополнительно. Ещё мне хочется остановиться на системе устных упражнений. Развитие скорости устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков решения простейших задач «в уме» является важным моментом подготовки ученика к ЕГЭ. Для организации устной работы на уроке мне помогают информационные технологии, которые способствуют активизации учебного процесса, развивают познавательный интерес. Я начала разработку системы презентаций устных упражнений. Презентации незаменимы в тех случаях, когда задания содержат рисунки и графики, то есть то, что практически невозможно подготовить перед уроком на доске. При этом следует обратить внимание и на упражнения сопутствующего повторения. Почти все уроки я начинаю с небольшой устной работы, на которой предлагаю задания по изучаемой теме и задачи на повторение. Конечно же, сопутствующее повторение это не только устные упражнения, это решение задач, требующих оформления решения. Важно, чтобы это повторение было не разовым мероприятием, а постоянным и обязательно отслеживались темы. Я поступаю следующим образом. В кодификаторе есть таблица, в которой перечислены все темы, выходящие на итоговую аттестацию. Дополняю эту таблицу столбцами справа, вверху записываю дату урока и отмечаю в таблице темы, задания по которым выполнялись на уроке. Таким образом, чтобы подготовить к уроку упражнения, мне не нужно просматривать поурочные планы, а достаточно взять таблицу и за секунды я уже могу определиться с набором заданий на планируемый урок. Организация выполнения устных упражнений на уроках дали определенный результат. Отслеживая результаты пробных ЕГЭ в прошлом году, я убедилась, что количество заданий 1 части, выполняемых учениками, увеличивалось, а время выполнения этих задач уменьшалось. К концу года большинство учеников класса выполняли 1 часть теста ЕГЭ за время, рекомендованное в спецификации. Компьютерные технологии при подготовке к ЕГЭ можно использовать и при организации других форм работы: тестирование, работа с обучающими программами. Этап подготовки по содержательным линиям я начинаю в 11 классе, основная работа в данном направлении проводится во 2 полугодии. Конечно же, это организация итогового повторения, которое выстраивается согласно тематического планирования учителя. Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности, который должен быть системным и комплексным. У меня имеется методическая копилка тренировочных тестов, это и тематические и тесты, выстроенные по содержательным линиям курса, и просто КИМ разных лет. Эта копилка постоянно обновляется и пополняется. В течение учебного года в 10-11 классе, помимо репетиционных ЕГЭ проводятся диагностические тестовые работы. В начале года входные, в конце итоговые, входящие в компетенцию администрации, кроме этого в 10 классе в конце каждой четверти, а в 11 классе ежемесячно, в апреле - мае 2 раза в месяц. В диагностическую работу включаются задания различных типов и разного уровня сложности для дифференциации учащихся по уровням подготовки. Тесты выстраиваются по содержательным линиям курса математики, изученных в определенный период. При составлении теста учитываю временные промежутки, указанные в спецификации. После проверки учащимся рекомендуется выполнить работу над ошибками. С учащимися, не справившимися с заданиями теста, организую дополнительные консультации, после которых они выполняют подобный тест. В последнее время много говорят о системе инновационной оценки – «портфолио», ориентированной на личные достижения ребенка, его индивидуальный рост. Эту технологию я применяю на этапе мониторинга. Все тренировочные тесты, выполненные на листочках или на бланках ЕГЭ, учащиеся собирают в папки. Собирая тренировочные тесты, я могу отслеживать динамику роста у отдельных учеников, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на данном этапе обучения плохо усвоены, для корректировки процесса обучения через повторение, использовать для организации индивидуальной работы. Кроме того, мне нужно это для работы с родителями. Каковы же результаты моей работы? Планируемый результат был реально достигнут. В 2005 году мои ученики первый раз в моей практике сдавали экзамен по математике в форме ЕГЭ. Обученность составила 86%, средний балл – 48,9%, максимальный - 70. В 2006 году выпускники показали следующие результаты: обученность – 70%, средний балл – 43,4%, максимальный - 66. По итогам прошлого учебного года результаты ЕГЭ следующие: обученность – 100%, средний балл – 57,3, максимальный - 82. Кроме того, повышен уровень моей педагогической квалификации. И я считаю, что кропотливая совместная работа учителя и учеников способна повысить математическую грамотность школьников и дать возможность успешно сдать ЕГЭ.


Этапы подготовки к ЕГЭ по математике

1. Изучая тестовые варианты по ЕГЭ, можно заметить, что с каждым годом задания усложняются. Поэтому, от того, как ученик подготовится к ЕГЭ, зависит результат его сдачи.
Подготовку к ЕГЭ я начинаю уже в 10 классе. Первое о чем говорю, это то, что все должны его сдать, а значит, к сдаче ЕГЭ надо подходить достаточно серьезно. Таким образом, делается установка на ЕГЭ, так называемый психологический настрой.
2. Непосредственно уже в ходе подготовки к ЕГЭ за основу я беру дифференцированный подход, который позволяет организовать учебный процесс на основе индивидуальных способностей каждого ученика.
3. Для достижения хороших результатов важна не только математическая подготовка, но и техническая.


Математическую подготовку проводим следующим образом:

1 этап. Повторение теории определенной темы:
а) коллективно в классе;
б) самостоятельно дома, закрепляют;
в) контроль (тест, зачет) Теорию обязаны сдать все.
При этом применяю алгоритмы решения задач, которые выдаю каждому ученику и они должны быть постоянно при них.

2 этап. Решение заданий по определенной теме:
а) Начинаю с заданий обязательного уровня, затем постепенно их усложняю, учитывая индивидуальные способности учеников.

3 этап. Решение вариантов тестов по ЕГЭ.
Если решаем по сборнику, то I-вариант выполняем все вместе, а II-ой – аналогичный дома.
Кроме этого даю тесты прошлых лет, отпечатанные, где нет ответов как в сборнике.
Любой решенный тест самостоятельно необходимо отработать, т.е. опять повторение теории и способа решения.

4. Техническая подготовка учащихся.
Очень часто дети не успевают выполнить работу, не хватает времени. Первое на что обращаю внимание учащихся, это самоконтроль времени, время нужно экономить для более сложных заданий.
Следующий момент техники сдачи: каждый ученик должен уметь оценить трудность заданий и разумно выбрать задания для первоочередного решения. И обязательно, напоминаю, необходимо выполнить минимальную проверку.
Для этого просматриваем задания теста от начала до конца, отмечаем все простое и понятное, т.е. отмечаем те задания, которые можно выполнить сразу без особых затруднений. Выполняем эти задания. Затем еще раз просматриваем тест и из оставшихся определяем следующие задания, которые можно решить и т.д.

5. Последнее: использование ПК: решение демонстрационных тестов.



 МАТЕМАТИКА
 Характеристика целей и объектов контроля
ЕГЭ по математике направлен на контроль сформированности у выпускников математи-ческих компетенций, предусмотренных требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (2004 г.). Варианты КИМ составлялись в соответствии со спецификацией, на основе кодификаторов элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 г. ЕГЭ по математике, разработанных и утвержденных в установленном порядке и опубликованных на сайте ФИПИ.
ЕГЭ по математике является, с одной стороны, одним из двух обязательных экзаменов, который сдают все выпускники общеобразовательных учреждений, а с другой стороны, одним из экзаменов, в массовом порядке востребованных для поступления в вуз (в частности, на все технические специальности). Это определяет необходимость точной уровневой дифференциации заданий КИМ с учетом различных целевых установок участников экзамена и требований вузов к математической подготовке абитуриентов.
Задания части 1 можно условно разделить на три группы: задания по алгебре, по геомет-рии, а также практико-ориентированные задачи, сюжеты которых предполагают применение математических знаний в повседневных ситуациях и расчетах, таких как выбор оптимального тарифного плана, оценка скидок и наценок при покупке товаров, расчет шансов в простейших вероятностных ситуациях и т.п.
Для участников экзамена, заинтересованных лишь в преодолении порогового балла (5 первичных или 24 тестовых) и получении аттестата о среднем (полном) общем образовании, предназначены задания В1–В13, направленные:
 на выявление и оценку уровня развития общекультурных и коммуникативных математических навыков, необходимых человеку в современном обществе;
 проверку адекватности восприятия практико-ориентированных задач, изложенных неформализованным текстовым способом;
 проверку базовых вычислительных и логических умений и навыков;
 оценку умения считывать и анализировать графическую и табличную информацию;
 оценку способности выпускников ориентироваться в простейших наглядных геометрических конструкциях;
 построение и анализ простейших математических моделей.
Для участников экзамена, планирующих использовать результаты ЕГЭ по математике при поступлении в ссузы и вузы, предназначены задания B14, C1–C6, направленные на ранжирование абитуриентов по уровню математической подготовки с учетом требований различных вузов. В указанных заданиях сделан акцент:
 на проверку владения алгебраическим аппаратом;
 проверку освоения базовых идей математического анализа;
 проверку умения логически грамотно излагать свои аргументы;
 оценку сформированности геометрических представлений, умения анализировать геометрическую конструкцию;
 проверку умения строить и исследовать математические модели;
 умение решать задачи повышенного и высокого уровней сложности, комбинируя различные изученные методы в незнакомых ситуациях.


                                                 Перечень учебных пособий,
разработанных с участием ФИПИ

Пособия, разработанные в 2012-2013 гг.
Математика
1.     ГИА-2013. Математика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
2.     ГИА-2013. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
3.     ЕГЭ-2013. Математика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
4.     ЕГЭ-2013. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
5.     ЕГЭ-2013. Математика: актив-тренинг: решение заданий В, С / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
6.     ЕГЭ-2013. Математика: тематический сборник заданий / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
7.     ЕГЭ-2013: Математика / ФИПИ авторы-составители: Ященко И.В., Семенов А.Л., Высоцкий И.Р., Гущин Д.Д., Захаров П.И., Панферов В.С., Посицельский С.Е., Семенов А.В., Семенова М.А., Сергеев И.Н., Смирнов В.А., Шестаков С.А., Шноль  Д.Э.– М.: Астрель, 2012.
8.     ГИА-2013. Экзамен в новой форме. Математика. 9 класс/ Под. Ред. И.В. Ященко- М.: Астрель, 2012.
9.     Отличник ЕГЭ. Математика. Решение сложных задач / ФИПИ авторы- составители: Панферов В.С., Сергеев И.Н. – М.: Интеллект-Центр, 2012.

Комментариев нет:

Отправить комментарий