В Вологодской области завершился десятый
 юбилейный конкурс «Учитель». Победителем
 стала яркая обаятельная молодая учительница.
 Да и сценические уроки финалистов казались
 лёгкими, красивыми, пусть иногда чуть наивными,
 или, скорее, забавными, но от этого даже более
 понятными и близкими.
Но не было открытий. Новых педагогических идей.
 Особого взгляда на проведение урока. Свежих
методических приёмов. А если и были, то не
 раскрыты до признания всеми присутствующими
их несомненной актуальности. Впрочем, та же
 картина наблюдается и на российских финалах
последних лет – тасуется старая колода
 методологических карт, победители – харизматики
 и эрудиты, но не изобретатели и низвергатели
 учебных традиций. То же в Интернете – миллион
 поурочных разработок, а взять, по большому
 счёту нечего.
И вот ко мне, мирно дремавшему в зрительном зале,
 медленно стали приплывать странные ассоциации.
В начале двадцатого века русский художник
 польского происхождения Казимир Малевич
 взял небольшой холст, закрасил его белой краской
 по краям, а середину густо замалевал черным
 цветом. Эту несложную операцию мог бы
 выполнить любой школьник, выполнить – да,
 придумать – нет. Так родился «Чёрный квадрат»,
 о котором критики писали: «Конец искусства,
 невозможность его, ненужность! Это не просто
 шутка, не просто вызов, не случайный эпизод,
 а один из актов самоутверждения того начала,
 которое приведет всех к гибели». Малевич стал
 автором самой знаменитой, самой загадочной,
 самой пугающей картины на свете. Небрежным
 движением кисти он раз и навсегда провел
 непереходимую черту, обозначил пропасть
 между старым искусством и новым. По его
 собственным словам, он «свел всё в нуль».
Методика преподавания – ещё тот «чёрный
квадрат»! С одной стороны, бездонная и
таинственная, как тьма колодца. С другой –
 узнаваемая всеми, так как помнится с раннего
 детства. Человеку дают подзатыльник, он
 оборачивается, тут-то емуи суют пачку знаний,
 а потом непременно ждут ещё и благодарности
 (иначе это не педагогика). Если же кто-то
 возмущается таким подходом, его объявляют
 идиотом и поясняют, что всё школьное образование
 и заключается в передаче такого «знания» таким
 именно путём.«Подзатыльник» - как совокупность
 всехучительских приёмов, описанных в
многочисленных учебниках, брошюрах, сборниках,
 на сайтах, которые повторяют друг друга, как
 доски в заборе (которые, в общем-то, разные, но
 подогнанные под один размер и выкрашенные в
 единый цвет).Где-то я слышал, что все популярные
 мелодии, придуманные разными композиторами
 в разные времена, имеют в своей основе либо мотив
 «Цыганочки»,либо - «Семь сорок». Другие очень
 редко становились шлягерами.Учитель влияет на
 сознание ученика либо рассказом, сказкой, песней,
 былью и так далее, затрагиваяего чувства, либо
 задачей, теоремой, опытом ипрочее, возбуждающими
 его интеллект. Так идёт со времён Коменского.
 Изменились детали, принцип – нет. Вся суть педагогики -
 заставить ученика что-нибудь понять и что-нибудь
 почувствовать (ведь сам он не может на это сподобиться!).
 Хотя слово «заставить» не вписано ни в один стандарт,
 везде – «создать условия». И мы создаё эти условия,
 переставая замечать, что условия давно уже
создают нас (потому что прописаны в ФГОС). Это
мы – доски в заборе под названием массовое школьное
образование, которое, согласен, успешно решает много
задач, в первую очередь – социальной адаптации ребёнка
 в обществе (в том, в котором мы, увы, живём), но
 искусство творения урока уже много лет, десятилетий,
столетий(?) вертится не по спирали, а по кругу! Это тупик.
 Осталось только дождаться того «малевича», который
«сведёт всё в нуль», проведя черту между новой и старой
педагогикой.
…Я сидел в зрительном зале на конкурсе учительских
талантов и воображал - вот сейчас выйдет на сцену педагог
 и покажет им всем «чёрный квадрат». Примерно это будет
 выглядеть так.Чёрный квадрат на экране. Учитель: какую
 цель мы поставим сегодня на уроке? Ознакомиться с чёрным
 квадратом? Молодцы. Чёрный квадрат чёрный и квадратный. 
Вы согласны? Вы можете со мной поспорить! Зачем он
 понадобился нам сегодня? Правильно,без него не было бы
 этого урока. Он заполнил содержанием нашезанятие. В этом- 
 его единственный смысл. Перейдём к рефлексии: что
 вы осознали? Что чёрный квадрат чёрный и квадратный и он
 нам нужен просто позарез. Всем спасибо, урок окончен.
«Конец искусства, невозможность его, ненужность!»
Об авторе
Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса
 «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ,
 учитель физкультуры школы №7, Вологда

В статье использованы цитаты из рассказа Татьяны Толстой «Квадрат».