Искусство творения урока уже много десятилетий
вертится не по спирали, а по кругу! Это тупик.
Осталось только дождаться того «малевича»,
который «сведёт всё в нуль», проведет
черту между новой и старой педагогикой.
|
В Вологодской области завершился десятый
юбилейный конкурс «Учитель». Победителем
стала яркая обаятельная молодая учительница.
Да и сценические уроки финалистов казались
лёгкими, красивыми, пусть иногда чуть наивными,
или, скорее, забавными, но от этого даже более
Но не было открытий. Новых педагогических идей.
Особого взгляда на проведение урока. Свежих
методических приёмов. А если и были, то не
раскрыты до признания всеми присутствующими
их несомненной актуальности. Впрочем, та же
картина наблюдается и на российских финалах
последних лет – тасуется старая колода
методологических карт, победители – харизматики
и эрудиты, но не изобретатели и низвергатели
учебных традиций. То же в Интернете – миллион
поурочных разработок, а взять, по большому
счёту нечего.
И вот ко мне, мирно дремавшему в зрительном зале,
медленно стали приплывать странные ассоциации.
В начале двадцатого века русский художник
польского происхождения Казимир Малевич
взял небольшой холст, закрасил его белой краской
по краям, а середину густо замалевал черным
цветом. Эту несложную операцию мог бы
выполнить любой школьник, выполнить – да,
придумать – нет. Так родился «Чёрный квадрат»,
о котором критики писали: «Конец искусства,
невозможность его, ненужность! Это не просто
шутка, не просто вызов, не случайный эпизод,
а один из актов самоутверждения того начала,
которое приведет всех к гибели». Малевич стал
автором самой знаменитой, самой загадочной,
самой пугающей картины на свете. Небрежным
движением кисти он раз и навсегда провел
непереходимую черту, обозначил пропасть
между старым искусством и новым. По его
собственным словам, он «свел всё в нуль».
Методика преподавания – ещё тот «чёрный
квадрат»! С одной стороны, бездонная и
таинственная, как тьма колодца. С другой –
узнаваемая всеми, так как помнится с раннего
детства. Человеку дают подзатыльник, он
оборачивается, тут-то емуи суют пачку знаний,
а потом непременно ждут ещё и благодарности
(иначе это не педагогика). Если же кто-то
возмущается таким подходом, его объявляют
идиотом и поясняют, что всё школьное образование
и заключается в передаче такого «знания» таким
именно путём.«Подзатыльник» - как совокупность
всехучительских приёмов, описанных в
узнаваемая всеми, так как помнится с раннего
детства. Человеку дают подзатыльник, он
оборачивается, тут-то емуи суют пачку знаний,
а потом непременно ждут ещё и благодарности
(иначе это не педагогика). Если же кто-то
возмущается таким подходом, его объявляют
идиотом и поясняют, что всё школьное образование
и заключается в передаче такого «знания» таким
именно путём.«Подзатыльник» - как совокупность
всехучительских приёмов, описанных в
многочисленных учебниках, брошюрах, сборниках,
на сайтах, которые повторяют друг друга, как
доски в заборе (которые, в общем-то, разные, но
подогнанные под один размер и выкрашенные в
единый цвет).Где-то я слышал, что все популярные
мелодии, придуманные разными композиторами
в разные времена, имеют в своей основе либо мотив
«Цыганочки»,либо - «Семь сорок». Другие очень
редко становились шлягерами.Учитель влияет на
сознание ученика либо рассказом, сказкой, песней,
былью и так далее, затрагиваяего чувства, либо
задачей, теоремой, опытом ипрочее, возбуждающими
его интеллект. Так идёт со времён Коменского.
Изменились детали, принцип – нет. Вся суть педагогики -
заставить ученика что-нибудь понять и что-нибудь
почувствовать (ведь сам он не может на это сподобиться!).
Хотя слово «заставить» не вписано ни в один стандарт,
везде – «создать условия». И мы создаё эти условия,
переставая замечать, что условия давно уже
единый цвет).Где-то я слышал, что все популярные
мелодии, придуманные разными композиторами
в разные времена, имеют в своей основе либо мотив
«Цыганочки»,либо - «Семь сорок». Другие очень
редко становились шлягерами.Учитель влияет на
сознание ученика либо рассказом, сказкой, песней,
былью и так далее, затрагиваяего чувства, либо
задачей, теоремой, опытом ипрочее, возбуждающими
его интеллект. Так идёт со времён Коменского.
Изменились детали, принцип – нет. Вся суть педагогики -
заставить ученика что-нибудь понять и что-нибудь
почувствовать (ведь сам он не может на это сподобиться!).
Хотя слово «заставить» не вписано ни в один стандарт,
везде – «создать условия». И мы создаё эти условия,
переставая замечать, что условия давно уже
создают нас (потому что прописаны в ФГОС). Это
мы – доски в заборе под названием массовое школьное
образование, которое, согласен, успешно решает много
задач, в первую очередь – социальной адаптации ребёнка
в обществе (в том, в котором мы, увы, живём), но
искусство творения урока уже много лет, десятилетий,
искусство творения урока уже много лет, десятилетий,
столетий(?) вертится не по спирали, а по кругу! Это тупик.
Осталось только дождаться того «малевича», который
«сведёт всё в нуль», проведя черту между новой и старой
педагогикой.
педагогикой.
…Я сидел в зрительном зале на конкурсе учительских
талантов и воображал - вот сейчас выйдет на сцену педагог
и покажет им всем «чёрный квадрат». Примерно это будет
выглядеть так.Чёрный квадрат на экране. Учитель: какую
цель мы поставим сегодня на уроке? Ознакомиться с чёрным
квадратом? Молодцы. Чёрный квадрат чёрный и квадратный.
Вы согласны? Вы можете со мной поспорить! Зачем он
понадобился нам сегодня? Правильно,без него не было бы
этого урока. Он заполнил содержанием нашезанятие. В этом-
его единственный смысл. Перейдём к рефлексии: что
талантов и воображал - вот сейчас выйдет на сцену педагог
и покажет им всем «чёрный квадрат». Примерно это будет
выглядеть так.Чёрный квадрат на экране. Учитель: какую
цель мы поставим сегодня на уроке? Ознакомиться с чёрным
квадратом? Молодцы. Чёрный квадрат чёрный и квадратный.
Вы согласны? Вы можете со мной поспорить! Зачем он
понадобился нам сегодня? Правильно,без него не было бы
этого урока. Он заполнил содержанием нашезанятие. В этом-
его единственный смысл. Перейдём к рефлексии: что
вы осознали? Что чёрный квадрат чёрный и квадратный и он
нам нужен просто позарез. Всем спасибо, урок окончен.
нам нужен просто позарез. Всем спасибо, урок окончен.
«Конец искусства, невозможность его, ненужность!»
Об авторе
Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса
«Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ,
учитель физкультуры школы №7, Вологда
В статье использованы цитаты из рассказа Татьяны Толстой «Квадрат».
Комментариев нет:
Отправить комментарий